3. Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий, в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежемесячная, ежедневная, один раз в полугодие, год.
4. Массовый охват разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления её воздействия на учащихся.
Исходя из вышеизложенного, следует, что целью внеклассной работы по иностранному языку является развитие и углубление интереса учащихся к иностранному языку, совершенствование их практических навыков и умений, воспитание уважения к традициям и культуре страны изучаемого языка.
Как уже отмечалось, учет возрастных особенностей очень важен при выборе видов и форм внеклассной работы. «В процессе исторического развития изменяются содержание и методы обучения, и все это не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития. Каждый возраст представляет собой качественно-особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в своей совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (Петровский Л.В.). Это относится и к внеклассной работе. Хотя особых различий в работе не существует, но тематика и организация работы отличаются.
В основном, начальный этап организации внеклассной работы по иностранному языку (5 — 6 классы) совпадает с младшим подростковым возрастом. У учащихся этого возраста мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. Для этого возраста характерны большая подвижность, активность, поэтому на этом этапе лучше использовать виды деятельности соревновательного характера и наиболее приемлемые формы проведения внеклассной работы на данном этапе — турниры, конкурсы, викторины, КВН.
В состязаниях КВН могут участвовать школьники, как с одинаковой, так и с различной языковой подготовкой. В его программу включают занимательные задания, выполнение которых способствует закреплению и обобщению знаний, умений и навыков, полученных на уроке.
Организация утренников, вечеров, концертов, викторин, их подготовка и проведение может собрать школьников с разным уровнем владения иностранным языком и разного возраста. Они могут выполнять роли сценаристов, режиссеров, художников. При этом их художественная деятельность находится в тесном взаимодействии с деятельностью общения на иностранном языке.
Наиболее распространенный вид внеклассной работы, объединяющий все возрасты – это кружки.
В своих исследованиях Н.И.Гез отмечает, что существует несколько вариантов проведения кружковых занятий. Один из них, по её мнению, допускает объединение учащихся всех возрастов, увлекающихся различными видами деятельности: чтением, говорением, инсценированием и драматизацией, прослушиванием и разучиванием песен на изучаемом языке, подготовкой наглядных пособий, оформлением стендов, стенгазет, постановкой номеров художественной самодеятельности.
Другим вариантом проведения занятий кружков Н.И. Гез считает объединение учащихся с более или менее однородной языковой подготовкой для достижения единственной цели – совершенствования умений и навыков устной речи или чтения. На таких занятиях она рекомендует планировать общие для всех коллективные формы работы.
В целях ускорения подготовки и проведения некоторых внеклассных мероприятий Н.И. Гез также рекомендует объединить усилия нескольких школ и учащихся разных возрастов. Такое сотрудничество способствует обогащению опыта, повышает ответственность за качество выполняемой работы, стимулирует познавательную активность и интерес к мероприятию. К таким видам внеклассной работы она относит проведение заочных путешествий и экскурсий.
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что внеклассная работа является одним из факторов привития интереса к изучению английского языка, так как её целью является развитие и углубление интереса учащихся к иностранному языку. При организации внеклассной работы с учащимися разного возраста внеклассная работа должна соотноситься с типами ведущей для каждого возрастного периода деятельностью.
Прочее о педагогике:
Виды повторения
В связи с этим мы различаем следующие виды повторения ранее пройденного материала: 1. Повторение в начале учебного года. 2. Текущее повторение всего, ранее пройденного: а) повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующие повторению); б) повторение пройденного вне связи с н ...
Программирование уроков физической культуры
Содержание предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе фиксируется прежде всего в учебной программе, которая является руководящим программно-нормативным документом, направляющим деятельность учителей и учащегося, процессы преподавания и учения. Программа средней школы фикси ...
Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин
Возникновение университетов было, как было показано выше, было закономерным и необходимым процессом, вызванным потребностями экономического развития, укреплением городов, особенностями образования и науки средневекового общества. Церковь и светская власть в одинаковой мере видели в новом социальном ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.