Время воспринимается ребенком дошкольного возраста опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти конкретные признаки («утро – когда светло и дети идут в детский сад», «ночь – когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Не безусловен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта должны быть обязательно учтены в обучении детей различению частей суток. Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность.
Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т.п. есть вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т.п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках. Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо учить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток мы должны использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка.
Система счисления продолжительных промежутков времени – календарь. Потребность измерять время появилась у людей уже в глубокой древности. Первые календари появились много тысяч лет назад, на заре человеческой цивилизации. Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем, унаследованным от древних римлян .
Календарем принято называть определенную систему счета больших промежутков времени. Слово «календарь» произошло от латинских слов «калео»(провозглашать) и «календариум»(долговая книга). В Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, и первого числа каждого месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Современные календари мы унаследовали от древних римлян. Познание пространственно-временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира и определяется им.
Время обладает следующими свойствами: текучесть (время остановить нельзя), необратимость (время нельзя вернуть), непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы), продолжительность, последовательность и характеризуется частотой, ритмом и темпом. Данные характеристики необходимо учитывать при формировании у детей дошкольного возраста временных представлений.
Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Единицы измерения времени относительны, т.е. придуманы человеком. Все меры времени представляют собой систему эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.
В данном параграфе рассмотрены основные, необходимые для дальнейшего раскрытия проблемы, понятия, такие, как: скалярная величина, время, выявлены его характеристики и свойства, также описана история развития понятия время.
Далее раскроем особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста, которые нужно будет учитывать при описании методики формирования временных представлений детей дошкольного возраста и раскрытия возможности использования детской литературы при формировании у дошкольников представлений о времени.
Прочее о педагогике:
Методика формирования понятия площади и ее измерения у младших школьников
В начальных классах рассматриваются величины: длина, площадь, масса, емкость, время и др. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерения в различных единицах, вы ...
Критика идеалистических теорий игры
Создавая теорию игры, отечественная педагогика подвергла критике многие идеалистические теории. Большое влияние на педагогику оказала биологическая теория игры немецкого психолога Карла Гроса, автора двух капитальных трудов «Игры животных» и «Игры людей». Плеханов критиковал эту теорию за то, что о ...
Расписание, из которого выбросили усталость
Парк открытых студий – образовательная система, построенная на принципиально новом двустороннем ценностном оценивании. Эта концепция разрабатывались Милославом Балабаном как модель школы-парка. Для того чтобы построить такую новую образовательную систему. Необходимо создать внутри школы структуру р ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.