Образование сегодня » Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере произведений детской литературы » История развития понятия о времени и его свойствах

История развития понятия о времени и его свойствах

Страница 3

Время воспринимается ребенком дошкольного возраста опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти конкретные признаки («утро – когда светло и дети идут в детский сад», «ночь – когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Не безусловен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта должны быть обязательно учтены в обучении детей различению частей суток. Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность.

Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т.п. есть вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т.п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках. Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо учить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток мы должны использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка.

Система счисления продолжительных промежутков времени – календарь. Потребность измерять время появилась у людей уже в глубокой древности. Первые календари появились много тысяч лет назад, на заре человеческой цивилизации. Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем, унаследованным от древних римлян .

Календарем принято называть определенную систему счета больших промежутков времени. Слово «календарь» произошло от латинских слов «калео»(провозглашать) и «календариум»(долговая книга). В Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, и первого числа каждого месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Современные календари мы унаследовали от древних римлян. Познание пространственно-временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира и определяется им.

Время обладает следующими свойствами: текучесть (время остановить нельзя), необратимость (время нельзя вернуть), непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы), продолжительность, последовательность и характеризуется частотой, ритмом и темпом. Данные характеристики необходимо учитывать при формировании у детей дошкольного возраста временных представлений.

Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Единицы измерения времени относительны, т.е. придуманы человеком. Все меры времени представляют собой систему эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

В данном параграфе рассмотрены основные, необходимые для дальнейшего раскрытия проблемы, понятия, такие, как: скалярная величина, время, выявлены его характеристики и свойства, также описана история развития понятия время.

Далее раскроем особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста, которые нужно будет учитывать при описании методики формирования временных представлений детей дошкольного возраста и раскрытия возможности использования детской литературы при формировании у дошкольников представлений о времени.

Страницы: 1 2 3 

Прочее о педагогике:

Рефлексия творческой деятельности
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий. Под рефлексивными действиями понимают: готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации; умения обретать новый смысл и ценности; ...

Человек как живое биоэнергетическое существо
Как все живое, человек активен, т. е. способен избирательно отражать, воспринимать, реагировать на любые раздражения и воздействия, имеет, по выражению Ф.Энгельса, «самостоятельную силу реакции». Он пластичен, т. е. обладает высокими адаптивными способностями к изменяющимся условиям жизни при сохра ...

Организация и проведение уроков физкультуры игровой направленности
Современная теория физического воспитания определяет игры как действенное педагогическое средство и рекомендует обратить внимание, прежде всего, на содержание игр, поскольку ОТ этого зависит их воспитательное значение. Игра - это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные стороны ж ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru