Образование сегодня » Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" » Метод творческих проектов как система обучения

Метод творческих проектов как система обучения

Страница 1

В современной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей студентов. В дисциплине «История костюма и моды» наиболее продуктивным является проектные творческие технологии обучения.

В процессе проектной деятельности студенты развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле является метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технологическая игра.

Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет студентам находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога, он применяется при коллективной, и при индивидуальной работе студентов.

При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у студентов к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой педагогом Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого студента, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом студенты самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить студентов и индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска новых отношений.

Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности студентов. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому студенты в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.

Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Уровень самостоятельности (изобретательной активности) студентов можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.

Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность студентов по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями студента, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо. Но такую возможность студентам следует предоставить хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для студента учебное пособие, оборудование, приспособление и т. п.

Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность студентов – снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук – имели явно выраженную развивающуюся направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Педагог разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для студентов цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в контексте могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности студентов. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.

Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов студентов, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и сокурсниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учений. Студенты действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.

Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями студентов и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности студентов на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у студентов таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Семья как социальный институт воспитания: особенности современной семьи, специфика семейного воспитания
В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у н ...

Численность, социальное происхождение и национальный состав преподавателей
Для начала следует сказать о том, что границу между учащими и учащимися в средневековых университетах провести было нелегко. Бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, учителем, а с другой – продолжал оставаться учеником. Мало того, магистр низшего факультета (искусств, artium), желавший приобр ...

Подготовка, проведение и анализ деловой игры
Для проверки гипотезы исследования в группах студентов 3-4 курсов ИГНД Томского Политехнического Университета был проведен обучающий эксперимент, в котором приняло участие 13 студентов. Участники были разбиты на две группы: контрольная и экспериментальная. Для сравнения уровня подготовки участников ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru