Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Академик И.П Павлов писал, что человек - это система сама себя регулирующая, поправляющая и даже совершенствующая.
Такое понимание человека противопоставлено механическому представлению о личности как игрушке в руках внешних сил.
Активность личности упорядочена и целесообразна. Это достигается тонким управлением как познавательной, так и практической деятельности. Именно при согласовании знаний и опыта личность действует наиболее целесообразно. Вот почему так важно знать психологический механизм
самостоятельной активности личности.
Все в личности упорядочено, целесообразно согласовано как в статике, так и динамике. Все это обеспечивается благодаря собственному самоуправлению.
Человек не автоматически переключается с одного дела на другое, а сознательно, при учете социальной ситуации, оценки значимости импульсов, учете последствий действий и т.п. он может выбирать, и в этом состоит его свобода воли.
Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки – это убеждение людей.
Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как «я». Это система – образование самосознания. В процессе жизни и воспитания «я» формируется как центр самосознания. У маленького ребенка нет представления о собственном «я», а потому он находится во власти внешних сил условий жизни. По мере образования «я» он начинает выделять себя из предметного мира и человеческого окружения и , более того, в отдельных случаях противостоять их воздействиям по мере дальнейшего развития система саморегуляции укрепляется и человек становится хозяином своих сил. В зависимости от воспитания и образа жизни ребенка и взрослого определяется качество «я», его возможности в саморегуляции собственных сил и средств. Так, встречаются лица, которые думают : «я все могу», «я ничего не могу», «я кое что могу». Представление о собственном «я», определяет уровень притязаний и соответствующую меру активной личности и меру развития способностей.
«Я» как система саморегуляции начинает формироваться в детстве под влиянием оценок взрослых и осознания своих возможностей. Сформировавшись определенным образом. Она может сохраняться на протяжении всей жизни, и ее изменение требует нередко сильных или слабых. Но продолжительных воздействий, особенно со стороны авторитетных лиц.
Самый высокий уровень самоуправления достигается в зрелом возрасте, где знания апробированы жизнью, сама личность достигла наивысшего уровня развития всех сил и способностей и испытана во всех отношениях.
Понятие «личность » и «индивидуальность» с точки зрения психологии не совпадают. Периодически возникают вопросы, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека. Которые делают его непохожим на других людей. С другой точки зрения понятие индивидуальность рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации.
Прочее о педагогике:
Структура и особенности деловой игры
Современный мир характеризуется усилением конкуренции, что ведет к изменению требований к подготовке выпускников высшей школы. Специфическими особенностями специалистов становится умение подходить творчески к своей деятельности, готовность к изменению профиля работы или полной переподготовке в соот ...
Задачи экологического образования
Принципы экологического образования реализуются в практике школы в процессе решения следующих задач. 1. Условие ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами. 2. Понимание многосторонней цен ...
Методы организации деятельности
Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Все методы ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.