Метод обучения(от древнего греческого — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приёмом обучения или, как его еще называют, обучающим приёмом - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную активность обучающихся или способствовать ее повышению.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебной информации). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и т.д (по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение здоровья детей и воспитания. В современном образовании наметилось немало тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке.
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
В педагогической практике уже давно применяется такой термин как «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня развития и активности деятельности учащихся. В последнее время получил место в этом мире еще один термин – «интерактивное обучение».
Современная наука об образовании приблизилась к тому времени, когда возникает потребность в создании педагогических технологий. Которые обеспечивают самое важное в педагогическом процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности.
На сегодняшний день большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Современная жизнь требует от учителя активно использовать интерактивные технологии в учебно – воспитательном процессе. Именно их применение способно обеспечить единство образовательных, развивающих и воспитательных функций. Мы живём в интересное, исторически сложное время, находимся у истоков национальной модели казахстанского образования, являющейся частью мирового образовательного пространства. И именно поэтому время требует от нас поиска новых форм работы на уроке. Выпускник XXI века живёт в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями во многом определяет его жизненный успех.
Демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников, недоступных всем ученикам, позволяет учащимся успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа карт и иллюстраций более ярко отображается природа изучаемой территории, демонстрируется на экране.
Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения, вносить естественным путем совершенно новые компоненты содержания образования, необходимые для подготовки «жителя информационного века».
Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно – познавательной деятельности.
Прочее о педагогике:
Понятие экскурсионного обслуживания, памяти
Экскурсия (от лат. excursio - выбегание, вылазка) - коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих с учебной или культурно-просветительной целями; часто сочетается с туризмом. Ботаническая экскурсия. Загородная экскурсия. Дальняя экскурсия (на далекое расстояние). Память - это осн ...
Наказание и поощрение
Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения ó ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос: как применять наказание и поощрение в семье? Сразу отметим, что достаточно тяжелые или легкие наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых разл ...
Система среднего образования в Испании
Среднее образование в Испании состоит из четырех ступеней. Предметы, изучаемые в средней школе, готовят ребенка к последующему выбору направления обучения или к работе. В принципе, даже не пройдя курс средней школы, но досидев за партой до 16 лет, ребенок может закончить своё образование. Если реши ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.