Вообще, работа со слабыми учащимися должна занимать очень важное место в обучении. Но несмотря на это, очень часто ученики, которые по каким-то причинам не усвоили материал, часто не получают никакой поддержки и помощи со стороны учителей. На этот факт обращает внимание Т.А.Косенкова - автор статьи «Из опыта работы со слабыми учащимися»; при этом она делится отдельными моментами проведения уроков, особое внимание уделяя именно работе со слабыми учениками.
При подготовке к уроку учитель должен выписать формулы, отдельные фрагменты решения примеров, которые будут рассматриваться на уроке, теоремы, которые будут использованы во время урока, и начинать урок с их повторения – это так называемая актуализация прежних знаний. Ее можно проводить фронтально, у доски, вызывая учащихся по их желанию. В любом случае на повторение нельзя тратить более 5 минут, поэтому рассматриваемые вопросы необходимо заранее написать на доске или воспользоваться кодоскопом. Ответы учащихся не оцениваются отдельной оценкой, но учитываются в дальнейшем.
При проведении практических уроков по решению примеров, уравнений по темам «Производная», «Степень с рациональным показателем», «Решение тригонометрических, показательных, логарифмических и иррациональных уравнений» и др. (т.е. по темам, где на решение задания затрачивается немного времени) – учитель поступает следующим образом. Сначала решает уравнение определенного типа сам с подробным объяснением, потом вызывает к доске 5 человек (желающих): трех учащихся средних способностей, двух послабее. Каждому дается свое задание, подобное разобранному учителем (можно пользоваться тетрадью). Перед всем классом ставится задача: решить все записанные на доске примеры самостоятельно, не дожидаясь записей на доске (на оценку).
Автор статьи считает, что здесь очень часто учителя допускают ошибку – очень боятся поставить ученику хорошую оценку, так как примеры однотипные и не требуют большой сообразительности. «Но эта «жадность», - отмечает Т.А.Косенкова,- приводит к тому, что учащиеся становятся пассивными, равнодушными к предмету. Ведь если ученик систематически не занимается, то полученная случайно пятерка или четверка затеряется среди других оценок. Но в то же время хорошая оценка может пробудить уверенность в своих силах, самоуважение, желание лучше учиться, интерес к предмету».
Итак, 5 человек у доски 2-3 минуты пытаются решать задание самостоятельно, потом учитель начинает помогать каждому из них по очереди: сначала первый пример подробно разбирается и повторяется вместе с отвечающим, второй пример разбирается уже менее подробно и так до тех пор, пока все примеры будут решены.
После этого проводится самостоятельная работа: всем раздаются карточки с заданиями (желательно иметь 6 и более вариантов). После того как учащиеся начали работать, учитель проходит по классу и тех ребят, которые не знают с чего начать, вызывает к доске и снова подробно объясняет на подобном примере решение. И даже после этого следует подходить к работе учеников дифференцированно. Если учитель видит, что на самостоятельную работу осталось мало времени и многие еще не успели выполнить задание, то на проверку разрешает сдать работу только желающим. Остальные должны переписать полностью свои задания и решить их дома. И только те учащиеся, которые не выполнят задания к следующему уроку, получают двойку.
Контрольные работы проводятся по индивидуальным карточкам с использованием справочного материала, подготовленного самими учащимися. Если контрольная работа написана на «2», то учащийся обязан сделать либо работу над ошибками сам, либо с помощью учителя на консультации. Если ученик хочет исправить оценку «3» на «4» или «5», то ему необходимо сделать работу над ошибками (можно дома), а потом на дополнительном занятии написать другой вариант.
Автор статьи рекомендует проводить со слабыми учениками математические диктанты, цель которых – помочь школьникам запомнить формулировки аксиом и теорем, которые в дальнейшем будут использованы.
«В результате такой систематической планомерной работы, - отмечает Т.А.Косенкова,- у ребят появляется интерес к предмету, желание трудиться. Они уже с удовольствием выходят к доске, не боятся отвечать. В результате увеличивается количество хороших оценок по математике».
Интересным опытом по организации дифференцированного обучения делится С.Н.Юркина в статье «О дифференцированном обучении математике».
Прочее о педагогике:
Выявление исходного уровня сформированности мотивационной готовности у
детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
Первым этапом нашей исследовательской работы был констатирующий эксперимент, который проходил в январе 2009 года. Исследовательская работа проводилась на базе – МОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 378», подготовительная к школе группа детей с задержанным психическим развитием. В эксперимент ...
Стратегии, опирающиеся на качественные изменения в содержании
образования
Стратегия – индивидуализация обучения. В последнее время на уровне философии образования все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида. Как следствие можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унифика ...
Формы совместной деятельности воспитателя с детьми раннего
возраста по развитию речи
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Основной формой педагогического проц ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.