Наиболее высокий усредненный показатель рейтинга преподавателей составляет 4,6 баллов, а наименьший – 3,0.
На особенности восприятия преподавателя студентами оказывают небольшое влияние некоторые индивидуально-психологические особенности:
- существует слабая статистически значимая связь между показателем эгоистичности, альтруизма и оценкой преподавателя;
- средняя статистически значимая связь между показателем дружелюбия и характером восприятия преподавателя студентом;
- существует обратная слабая связь между фактором подчиняемости и оценкой преподавателя.
Корреляционной связи по другим индивидуально-психологическим показателям обнаружено не было.
Студентами в числе основных показателей продуктивного педагогического взаимодействия были названы: установление контакта, располагающего к себе; способность заинтересовать в своем предмете, заинтересованность педагога в студентах, интересах их деятельности; уровень взаимопонимания; наличие мотивации к обучению. В качестве основного показателя педагогического взаимодействия называется готовность студента продолжить саморазвитие после лекции, стремление учиться дальше.
Показателями негативного взаимодействия они считают: подавление личности студента; «неуспешность» обучения; неспособность наладить контакт со студентами; затрудненное общение; «сухое» чтение лекций; неумение заинтересовать студентов в своем предмете; низкий уровень квалификации преподавателя.
Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между особенностями взаимодействия и спецификой восприятия преподавателя студентами подтвердилась.
Нами было установлено, что существует статистически значимая связь между:
- доброжелательной атмосферой на занятиях и рейтингом преподавателя;
- высокой заинтересованностью студентов учебно-профессиональной информацией и высокими рейтинговыми оценками педагогов;
- поощрением инициативы студентов и высоким рейтингом преподавателя;
- рейтинговой оценкой преподавателя и активностью студентов на занятиях;
- психологическим климатом и оценкой преподавателя студентами, что свидетельствует о том, что чем выше рейтинг преподавателя, тем более благоприятным является психологический климат в группе.
В ходе проводимого исследования нами была зафиксирована обратная статистически значимая связь между рейтингом преподавателя и удовлетворенностью его оценочной деятельностью.
Обращение внимания на влияние восприятия студентами преподавателя на характер педагогического взаимодействия является одной из актуальных задач, стоящих перед высшей школой. Необходимость изучения данной проблемы обусловлена потребностью в оптимизации взаимодействия преподавателей и студентов. Данная дипломная работа нацелена на выявление взаимосвязи рейтинговой оценки преподавателя и продуктивности педагогического взаимодействия, а также на разработку практических рекомендаций для преподавателей вуза.
Анализ полученных результатов показывает, что идеал преподавателя, сложившийся у большинства студентов, отражает социальные ожидания по отношению к образу педагога, его способности к субъект-субъектному взаимодействию в учебном процессе. Студенты часто включали в идеал педагога такие качества, как высокий интеллект, коммуникабельность, ответственность, эмпатийность, порядочность, владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, а также обаяние, хорошие манеры, аккуратность.
Нами было установлено, что со временем обучения в вузе у студентов происходят некоторые изменения в представлении образа идеального преподавателя. Так, студенты младших курсов гораздо выше оценивают внешние данные преподавателя и социально-психологические качества, а студенты старших курсов высоко оценивают высокий уровень эрудиции, дисциплинированность, творческий подход к работе, авторитетность, педагогический такт.
В целом проведенное исследование позволило прийти к выводу о том, что на особенности восприятия преподавателя студентами оказывают небольшое влияние такие индивидуально-психологические особенности, как дружелюбие, эгоистичность, альтруизм, а также подчиняемость, которая находится в обратной взаимосвязи.
Было выявлено, что преподаватели, в общем количестве 12 человек, поддерживают разные уровни продуктивности педагогического взаимодействия. Так, преподаватели, имеющие высокий по группе рейтинг в 4,6 баллов, демонстрировали высокий уровень продуктивности, рейтинг в 4,3-3,9 балла был соотносим со средним уровнем продуктивности, а рейтинг в 3,7-3,0 баллов – с низким уровнем продуктивности педагогического взаимодействия.
Прочее о педагогике:
История создания аппликации
Аппликация (от латинского слова "прикладывание") - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные платины, всевозможная материя (бар ...
Трактовка определения функционально-целевой направленности учебника Н.Ф.
Талызиной
Оригинальную трактовку определения функционально-целевой направленности учебника, вытекающую из анализа целей и содержания обучения, учёта закономерностей процесса усвоения им индивидуальных особенностей учащихся, даёт Ф. Талызина. Рассмотрев вначале функции преподавателя в процессе учения, усвоени ...
Особенности развития детей раннего возраста с
органическим поражением ЦНС
Социальное развитие детей с органическим поражением ЦНС раннего возраста происходит не так, как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт со взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близкими взрослыми, не ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.