Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Анализ взаимосвязей восприятия преподавателя студентами и характера педагогического взаимодействия

Анализ взаимосвязей восприятия преподавателя студентами и характера педагогического взаимодействия

Страница 4

Наиболее высокий усредненный показатель рейтинга преподавателей составляет 4,6 баллов, а наименьший – 3,0.

На особенности восприятия преподавателя студентами оказывают небольшое влияние некоторые индивидуально-психологические особенности:

- существует слабая статистически значимая связь между показателем эгоистичности, альтруизма и оценкой преподавателя;

- средняя статистически значимая связь между показателем дружелюбия и характером восприятия преподавателя студентом;

- существует обратная слабая связь между фактором подчиняемости и оценкой преподавателя.

Корреляционной связи по другим индивидуально-психологическим показателям обнаружено не было.

Студентами в числе основных показателей продуктивного педагогического взаимодействия были названы: установление контакта, располагающего к себе; способность заинтересовать в своем предмете, заинтересованность педагога в студентах, интересах их деятельности; уровень взаимопонимания; наличие мотивации к обучению. В качестве основного показателя педагогического взаимодействия называется готовность студента продолжить саморазвитие после лекции, стремление учиться дальше.

Показателями негативного взаимодействия они считают: подавление личности студента; «неуспешность» обучения; неспособность наладить контакт со студентами; затрудненное общение; «сухое» чтение лекций; неумение заинтересовать студентов в своем предмете; низкий уровень квалификации преподавателя.

Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между особенностями взаимодействия и спецификой восприятия преподавателя студентами подтвердилась.

Нами было установлено, что существует статистически значимая связь между:

- доброжелательной атмосферой на занятиях и рейтингом преподавателя;

- высокой заинтересованностью студентов учебно-профессиональной информацией и высокими рейтинговыми оценками педагогов;

- поощрением инициативы студентов и высоким рейтингом преподавателя;

- рейтинговой оценкой преподавателя и активностью студентов на занятиях;

- психологическим климатом и оценкой преподавателя студентами, что свидетельствует о том, что чем выше рейтинг преподавателя, тем более благоприятным является психологический климат в группе.

В ходе проводимого исследования нами была зафиксирована обратная статистически значимая связь между рейтингом преподавателя и удовлетворенностью его оценочной деятельностью.

Обращение внимания на влияние восприятия студентами преподавателя на характер педагогического взаимодействия является одной из актуальных задач, стоящих перед высшей школой. Необходимость изучения данной проблемы обусловлена потребностью в оптимизации взаимодействия преподавателей и студентов. Данная дипломная работа нацелена на выявление взаимосвязи рейтинговой оценки преподавателя и продуктивности педагогического взаимодействия, а также на разработку практических рекомендаций для преподавателей вуза.

Анализ полученных результатов показывает, что идеал преподавателя, сложившийся у большинства студентов, отражает социальные ожидания по отношению к образу педагога, его способности к субъект-субъектному взаимодействию в учебном процессе. Студенты часто включали в идеал педагога такие качества, как высокий интеллект, коммуникабельность, ответственность, эмпатийность, порядочность, владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, а также обаяние, хорошие манеры, аккуратность.

Нами было установлено, что со временем обучения в вузе у студентов происходят некоторые изменения в представлении образа идеального преподавателя. Так, студенты младших курсов гораздо выше оценивают внешние данные преподавателя и социально-психологические качества, а студенты старших курсов высоко оценивают высокий уровень эрудиции, дисциплинированность, творческий подход к работе, авторитетность, педагогический такт.

В целом проведенное исследование позволило прийти к выводу о том, что на особенности восприятия преподавателя студентами оказывают небольшое влияние такие индивидуально-психологические особенности, как дружелюбие, эгоистичность, альтруизм, а также подчиняемость, которая находится в обратной взаимосвязи.

Было выявлено, что преподаватели, в общем количестве 12 человек, поддерживают разные уровни продуктивности педагогического взаимодействия. Так, преподаватели, имеющие высокий по группе рейтинг в 4,6 баллов, демонстрировали высокий уровень продуктивности, рейтинг в 4,3-3,9 балла был соотносим со средним уровнем продуктивности, а рейтинг в 3,7-3,0 баллов – с низким уровнем продуктивности педагогического взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Принципы и закономерности процесса обучения и их реализация в деятельности учителя
Общие образовательные закономерности: а) направленность образования на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; б) деятельностный характер обучения и воспитания; в) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной деятельности; г) проявление уважения и требоват ...

Развитие речи учащихся через словарную работу - одна из ведущих задач деятельности учителя русского языка
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами: 1. Исключительно важной ролью слова в языке. 2. Потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красиве ...

Формирование логической сферы детей старшего дошкольного возраста
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство эт ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru