Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Анализ взаимосвязей восприятия преподавателя студентами и характера педагогического взаимодействия

Анализ взаимосвязей восприятия преподавателя студентами и характера педагогического взаимодействия

Страница 3

Высокая заинтересованность студентов учебно-профессиональной информацией и самим ходом проводимых занятий наблюдается у тех преподавателей, которые набрали от 4,6 до 4,4 и средняя – от 4,3 до 4,0. Корреляционный анализ позволил установить наличие статистически значимой связи р=0,962 при r=0,01.

Поощрение инициативы студентов и высокий рейтинг преподавателя находятся в статистически значимой связи р= 0,958 при r=0,01.

Одним из показателей продуктивности педагогического взаимодействия является свободное выражение собственного мнения или открытость его субъектов. Данная тенденция прослеживается у преподавателей с высоким и средним показателем рейтинговой оценки. Использование коэффициента корреляции Пирсона позволило зафиксировать наличие статистически значимой связи исследуемых параметров (р=0,945 при r=0,01).

Нами были обнаружены статистически значимые связи между рейтинговой оценкой преподавателя и активностью студентов на занятиях (р=0,939 при r=0,01), гибкостью (р=0,865 при r=0,01, индивидуальным подходом (р=0,941 при r=0,01).

Наличие статистически значимой связи было обнаружено между психологическим климатом и оценкой преподавателя студентами (р=0,965 при r=0,01). Это свидетельствует о том, что, чем выше рейтинг преподавателя, тем более благоприятным является психологический климат в группе.

В ходе проводимого исследования нами была зафиксирована обратная связь между рейтингом преподавателя и удовлетворенностью его оценочной деятельностью (р=-0,867 при r=0,01), что свидетельствует о том, что, чем ниже оценка преподавателя студентами, тем более они удовлетворены его оценочной деятельностью. Одной из причин объяснения данного явления является меньшая строгость и принципиальность невысоко оцениваемого педагога, что позволяет студентам легко получать высокие оценки и тем самым не прилагать чрезмерных усилий в процессе овладения учебной дисциплиной.

На основании полученных данных можно прийти к выводу о том, что удовлетворенность оценочной деятельностью педагога не является адекватным показателем продуктивности педагогического взаимодействия.

Таким образом, полученные результаты позволили прийти к выводу о наличии статистически значимой связи между особенностями восприятия преподавателя студентами и критериями продуктивности педагогического взаимодействия. Анализ полученных результатов позволил прийти к выводу о том, что положительный характер восприятия преподавателя студентами оказывает влияние на такие показатели продуктивности педагогического взаимодействия, как доброжелательная атмосфера на занятиях, высокая степень заинтересованности, инициативности и активности его субъектов, а также благоприятный психологический климат.

Сводные данные взаимосвязи уровней педагогического взаимодействия и рейтингов преподавателей нашли отражение в диаграмме 1. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии статистически значимой связи данных исследуемых параметров (р=0,971 при r=0,01).

Ряд 1 – уровень продуктивности педагогического взаимодействия

Ряд 2 – рейтинг преподавателя

Диаграмма 1. Рейтинговая оценка преподавателя и продуктивность педагогического взаимодействия

Как видно из рисунка и данных проведенного корреляционного анализа, восприятие преподавателя студентами может рассматриваться в качестве одного из факторов продуктивного педагогического взаимодействия.

В целом, проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую альтернативную гипотезу и решить поставленные задачи.

В представлениях студентов первого курса и более старших курсов об идеальном педагоге имеются отличия. Так, первокурсники гораздо выше оценивают внешние данные преподавателя и социально-психологические качества, такие как умение общаться, доброжелательность, отзывчивость, а старшекурсники же более высоко оценивают высокий уровень эрудиции, дисциплинированность, творческий подход к работе, авторитетность, педагогический такт и несколько другие человеческие черты: порядочность, честность, требовательность, справедливость. Наиболее значимыми качествами для преподавателя студенты считают следующие: умение установить контакт со студентами (93%), дисциплинированность (70%), чувство юмора (81%), справедливость (72%), организаторские способности (95%), способность к передаче знаний в интересной форме (81%).

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Трактовка определения функционально-целевой направленности учебника Н.Ф. Талызиной
Оригинальную трактовку определения функционально-целевой направленности учебника, вытекающую из анализа целей и содержания обучения, учёта закономерностей процесса усвоения им индивидуальных особенностей учащихся, даёт Ф. Талызина. Рассмотрев вначале функции преподавателя в процессе учения, усвоени ...

Задачи и содержание воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к ...

Тематическое повторение
В процессе работы над математическим материалом особенно большое значение приобретает повторение каждой законченной темы или целого раздела курса. При тематическом повторении систематизируются знания учащихся по теме на завершающем этапе его прохождения или после некоторого перерыва. Для тематическ ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru