Образование сегодня » Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики » Общая характеристика средств математики, способствующих развитию творческих способностей

Общая характеристика средств математики, способствующих развитию творческих способностей

Страница 2

7.Обоснование правильности решения ( проверка решения задачи одним из известных способов).

Следующие виды работы с задачами не включают в себя явное и полное решение задачи. Основным содержанием большинства этих видов работы являются сравнение, сопоставление, анализ, а потому выполнение их способствует развитию мышления учащихся, повышает интерес к математике, в частности к решению задач, позволяет учителю целенаправленнее формировать компоненты общего умения решать задачи. К сожалению, эти виды работы реже используются в практике. Причина в том , что задача прежде всего должна быть решена , а потом уже,если останется время, можно еще какое- нибудь задание выполнить. Такая постановка исключает проблему соответствия характера работы с задачей на уроке и цели включения этой задачи в урок.

Охарактеризуем указанные виды работ:

1.Установление соответствия между содержанием задачи и схематическим рисунком( чертежом, таблицей, какой – либо иной формой краткой записи) и, наоборот, между рисунком ( чертежом и т.д.) и содержанием задачи.

Примеры заданий:

Соответствует ли данный рисунок ( чертеж, таблица и т.д.) данной задаче? Обоснуйте свой ответ.

Как нужно изменить данный рисунок, чтобы он соответствовал данной задаче?

2.Выбор среди данных задач той, которая соответствует данному рисунку( чертежу, таблице, краткой записи).

3. Выбор среди нескольких данных рисунков ( чертежей, таблиц, кратких записей) того, который соответствует данной задаче.

4.Нахождение ошибок в данном рисунке, чертеже, таблице и т.д построенных к данной задаче.

Цель указанных видов работы 1,2,3,4- формирование умения пользоваться различными моделями задачи для поиска ее решения.

5. Выбор среди данных задач задач данного вида ( таких же, какие решали сегодня на уроке и т.д.)

Этот вид работы необходим для формирования умения решать задачи определенного вида ( простые задачи с величинами « цена»,» количество», « стоимость» ; задачи на нахождение четвертого пропорционального и т.п.)

6. Классификация простых задач по действиям, с помощью которых они могут быть решены.

Этот вид работы полезен для закрепления понимания детьми смысла арифметических действий.

7.Выбор задач, ответ на вопрос которых может быть найден заданной последовательностью действий.

Этот вид работы полезен для закрепления умения обосновывать выбор действий, для закрепления умения решать задачи определенного вида.В число предлагаемых задач целесообразно включать задачи, допускающие несколько способов решения , доступных детям. Тогда на уроке может возникнуть дискуссия о том, правильно ли отнесена задача к заданной последовательности.

8.Выбор задач, при решении которых необходимо (или можно) применить данные вычислительные приемы.

Этот вид полезен для закрепления соответствующих вычислительных навыков, для закрепления смысла действия, умения обосновывать выбор действий, умение решать задачи.

9. Выбор задач, с помощью которых можно научиться тому или иному приему, помогающему решению.

Этот вид работы нужен для овладения определенными приемами. Он интересен учащимся.

10. Определение числа арифметических способов, которыми может быть решена данная задача.

11.Обнаружение ошибок в решении задачи.

12.Решение вспомогательной задачи или цепочки таких задач перед решением трудной.

13.Дополнение содержания задачи недостающими для решения данными или отношениями.

14.Реализовывать разнообразные функции задач поможет и выполнение такого вида работы, как составление задач самими учащимися.

Перечисленные виды работ можно продолжить. Многообразие видов и форм работы с задачей на уроках и во внеурочной деятельности сделает встречу учеников с ней интересной, увлекательной, творческой, будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.

При отыскании различных способов решения задач у школьников формируется познавательный интерес, развиваются творческие способности, вырабатываются исследовательские навыки. После нахождения очередного метода решения задачи учащийся, как правило, получает большое моральное удовлетворение. Учителю важно поощрять поиск различных способов решения задач, а не стремиться навязывать свое решение. Общие методы решения задач должны стать прочным достоянием учащихся, но наряду с этим необходимо воспитывать у них умение использовать индивидуальные особенности каждой задачи, позволяющие решить ее проще. Именно отход от шаблона, конкретный анализ условий задачи являются залогом успешного ее решения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования
Обновление российского образования проходит под знаком гуманизации. Естественно, что содержание образования нуждается в соответствующем корректировании. Оно осуществляется различными путями – увеличением объема гуманитарных знаний, включением в планы профессиональных колледжей программ новых дисцип ...

Условия развития творческих способностей младших школьников
В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, ...

Внеклассное мероприятие по иностранному языку
1. Тема: «Россия» 2. Главная цель мероприятия: Развить у учащихся навыки монологической, дилогической речи, используя слова и выражения по пройденной теме. 3. Сопутствующие задачи: Развитие навыков устной, диалогической речи с опорой на образец, развитие умения и навыков аудирования, закрепление на ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru