Образование сегодня » Способы оптимизации социокоммуникативных контактов детей с ограниченными возможностями » Рекомендации по формированию невербального общения

Рекомендации по формированию невербального общения

Страница 2

Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей. Так, в Оксфорде разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который называется «Смотри и говори». Эта система может быть применена и для взрослых «неговорящих» умственно отсталых людей.

Основу этой системы составляют знаки - жесты рук — для некоторых ключевых слов.

Когда мы обращаемся к собеседнику с каким-нибудь словом, мы всегда сопровождаем это слово определенным жестом, чтобы он не только слышал слово, но и «видел» его. Это очень важно для всей семьи, потому что огорчение, которое испытывает «неговорящий» человек, может испортить ему жизнь надолго. Используя язык жестов, он уже не будет вынужден кричать, визжать, показывать пальцем для того, чтобы близкие поняли, что он хочет «пить» или «съесть печенье», или «спать». Он может обратить ваше внимание на «машину», проезжающую за окном, на лающую «собаку». Фактически, вы сможете беседовать с ним.

Примеры некоторых простых жестов изображены на рисунках 1 и 2.

Лишь очень немногие люди, как бы им не помогали, так никогда и не могут научиться говорить. Для них язык жестов - единственный способ разговаривать с нами. Однако большинство людей могут научиться говорить, и жесты не мешают нормальной речи, поскольку вы, жестикулируя, всегда разговариваете с ними, поощряете их попытки говорить.

В начале обучения языку жестов понадобятся только жесты, обозначающие понятия, важные для вашего ребенка. Он должен понимать простые предметы и действия, знать, когда говорят о том или ином члене семьи. Вместе с ним вы создадите свой маленький арсенал жестов, понятных вам обоим. Постепенно в него будут включаться все новые жесты, которые обозначают интересующие вашего ребенка понятия. Позже ваш ребенок при помощи жестов сможет строить небольшие предложения, например, «пойдем туда» или «это — мое» и др. (рис. 1).

Обычно языком жестов владеет мать, потому что она и ребенок теснее других членов семьи связаны друг с другом.

Некоторые мамы испытывают неудобство, употребляя язык жестов. Некоторые родители не могут освоиться с языком жестов никогда. Очень важно чувствовать себя с ребенком хорошо и спокойно, и если язык жестов вызывает у вас неестественное напряжение, лучше отказаться от него. Многие родители испытывают неловкость лишь до тех пор, пока их сын (дочь) не начнет отвечать им. Тогда уже положение становится значительно лучше, и общение доставляет всем удовольствие.

Средство невербального общения — система символов (пиктограмм)

Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография.

Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова - он выражает его смысл.

Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, а также — в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посредством позы или движения человеческой фигуры. Во втором — принцип «идеограммы» — пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрелка обозначает направление, перечеркнутые изображения — запрет.

Иными словами — пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение тысячелетий принципы символизации, которые не могут не говорить о важнейших принципах функционирования мышления человека.

Как прием психологического исследования пиктограмма была впервые предложена в нашей стране в начале 30-х годов Л. С. Выготским (1935), ему принадлежит идея исследования опосредованного запоминания посредством выбора зрительного образа. Согласно этой идее, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью средств — орудий труда, знаков — символов. Высшим и универсальным орудием, модифицирующим психические функции, является слово.

Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к элементарным желаниям и потребностям.

Немецким специалистом Р. Лебом (1985-1994) была разработана такая система как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить умственно отсталыми людьми. Работать по ней можно педагогам и родителям в домашних условиях.

Структура системы

Система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными над рисунками значениями слов.

Человек, который не может свободно общаться с другими людьми, особенно изолирован и зависим. Для преодоления этой ситуации мы должны постоянно пробуждать в нем потребность желать, чтобы потом научить его уметь выразить эти желания самому. Поэтому двумя самыми важными словами являются «я хочу» И уже на втором плане стоит предъявление требований к ребенку по принципу «ты должен»

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена "трудных" слов "легкими" (уловки), со ...

Исследования формирования практических умений и развитие памяти у младших школьников
В обширном исследовании П.И. Зинченко сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста. Л.В.Зайков и Д.М.Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами В исследованиях Н.А. Корниенко ср ...

Методы «борьбы» со школьными болезнями
Реформы образования проходили в нашей стране с завидной регулярностью каждые 8—10 лет. Все эти реформы проходили очень быстро. Сегодня — Пленум, завтра — реформа в жизнь, а так делать нельзя. Нужен серьезный, системный, вдумчивый подход. Комплекс мер, которые мы можем предложить, зависит от нас. Гл ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru