В основу каждого модуля положена определенная последовательность практических заданий, которые объединяют группы изделий (игрушки, сувениры, дидактический материал, простейшие наглядные пособия и т.д.), сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Это обеспечивает учителю возможность дифференциации трудовых заданий, а учащимся – ситуацию выбора.
В программу включены также наблюдения с последующим обобщением опытов, решение технико-технологических и организационно-экономических задач.
Полнота реализации задач трудового обучения на этом этапе возможна без формирования у детей адекватной мотивации учебной и трудовой деятельности – важнейшей составляющей готовности к труду. В решении этой и других задач трудового обучения учителю помогут игровые формы организации учебной и трудовой деятельности учащихся (дидактические игры, воображаемые путешествия, ролевые игры и др.).
Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школ.
Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим параметрам качества: степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий; характер деятельности (репродуктивная, творческая); качество выполняемых работ и итогового продукта.
При оценке выполнения практических заданий учитель может руководствоваться следующими критериями:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдение технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
При выполнении вышеизложенных условий учащийся первого класса должен знать:
Общетрудовые знания: об организации трудового процесса; о конструкции изделий; о разделении труда, его качестве, ритмичности; о сферах трудовой деятельности.
По элементам технологии:
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства, название, назначение и приемы безопасной работы инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе;
- последовательность изготовления несложных изделий - разметка, резание, сборка, оформление; приемы разметки заготовок сгибанием, по шаблону, трафарету;
- способы соединения деталей: клеем, нитками;
- способ контроля – по шаблону;
- о массовых профессиях (общие сведения);
- части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями; о размножении растений семенами (общие представления).
Прочее о педагогике:
Направления внедрения информационных технологий в образование
Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование. Перечислим их. 1. Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается: − реализация во ...
Диагностирование уровня лексических навыков
Получив в результате теоретического исследования подтверждение нашей гипотезы о том, что, если использовать игровые приёмы при изучении лексики, то повысится уровень её усвоения младшими школьниками, мы провели эксперимент, с целью подтвердить гипотезу на практике и определить эффективность примене ...
История русского костюма в лекциях
Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимае ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.