Образование сегодня » Организация профориентационной работы в условиях детского дома » Особенности формирования профессионального выбора и профессионального самоопределения детей-сирот и детей

Особенности формирования профессионального выбора и профессионального самоопределения детей-сирот и детей

Страница 2

В современной литературе профессиональное самоопределение трактуется как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности, как самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающих выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Оно рассматривается и как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития, профессионального становления человека, и как его критерий. Для воспитанника детского учреждения для детей-сирот эффективное профессиональное самоопределение приобретает чрезвычайную значимость в плане включения в социум, утверждения себя как самостоятельного, полноценного члена общества.

Основы на которые опирается подросток при определении собственного профессионального будущего закладывается еще в детстве, когда у маленького человека развиваются те качества, на основе которых строятся его взаимоотношения с окружающим миром, формируется его личность, ее своеобразие. То есть те качества, которые и находят, в конечном счете, выражение в отношении к труду в целом, в эмоционально-ценностном отношении к своей профессии, в становлении профессионала, ценящего и любящего свою работу и стремящегося максимально реализоваться в ней.

Для рассмотрения профессиональной ориентации необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую понятие «профессия»:

- область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции;

- общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;

- подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции;

- деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций.

Профессия существует в виде множества трудовых постов или должностей. Трудовой пост (должность) – одна из форм существования профессии, ограниченная в следствии разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создания чего-либо ценного для общества – материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания общественных процессов. Существует множество классификаций профессий, строящиеся на различных основаниях, например: по отраслям народного хозяйства, по степени развития психофизиологических функций, по степени тяжести. В Российской Федерации в 1996 году создан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Кроме того, существует Международная стандартная классификация профессий, созданная совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ.

Следующими понятиями связанными с понятием профориентации, являются понятия «оптация» и «оптант». Оптация – это принятие решения о выборе пути профессионального развития, тогда, соответственно, оптант – это человек принимающий такое решение.

Очень важную роль, для понимания сущности профориентации, играет понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Существуют следующие подходы к изучению профессионального самоопределения:

- теории типов профессиональной жизни (структурные концепции);

- мотивационные теории;

- теории индивидуальности.

В структурных теориях признается, что профессиональное развитие индивида происходит в течении всей жизни. Представители данных концепций выявляют общие типы, образцы и схемы профессиональной жизни человека. Основным положением данных концепций можно считать то предположение, что окончательный профессиональный выбор человек делает в достаточно зрелом возрасте, а следовательно, выбор, который индивид делает в молодости не есть окончательный. Мотивационные теории предполагают, что при профессиональном самоопределении человек руководствуется определенными потребностями. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, то есть содержание потребностей индивида обусловлено тем, что какие из первичных потребностей родители удовлетворяли или фрустировали. Теории, относящиеся к последнему типу, посвящены изучению формирования профессиональной зрелости и индивидуальному выбору сферы труда. Холланд Дж, который является представителем данного направления, считает, что индивид выбирает себе профессию, в первую очередь выбирает себе окружение, которое совпадает с его личностной ориентацией и типом личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Урок – деловая игра «Пищевая промышленность Казахстана» в 9 классе Любимовской школы
География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир , но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – это внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть свои способнос ...

Развитие речи учащихся через словарную работу - одна из ведущих задач деятельности учителя русского языка
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами: 1. Исключительно важной ролью слова в языке. 2. Потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красиве ...

Анализ основных показателей процесса профессионально – ориентированного процесса, полученных экспериментальным путем
Для проверки эффективности игрового метода в процессе обучения будущих геологов деловому общению на французском языке был проведен постэкспериментальный срез. Тестирование проводилось по основным показателям, характеризующим речевые умения: темп речи, паузирование, правильное грамматическое оформле ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru