Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, то есть человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.
Профессиональное самоопределение можно рассмотреть как процесс:
- осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки;
- ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;
- общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели;
- определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; информирование о профессиях, специальностях;
- представление о препятствиях к достижению профессиональных целей, о своих достоинствах, способствующих реализации перспектив;
- наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения;
- начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.
Еще одним ключевым понятием является профессиональная направленность личности. Профессиональная направленность – это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека. Профессиональная направленность характеризует единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения.
Следующим ключевым понятием является понятие профессионального становления личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Детерминацию профессионального развития можно представить следующим образом: во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные. Существует множество классификаций стадий профессионального становления личности. Рассмотрим классификацию, предложенную Э.Ф. Зеером, он выделяет семь стадий:
- Аморфная оптация (0-12 лет), на этой стадии основными психологическими новообразованиями являются: профессионально ориентированные интересы и склонности;
- Оптация (12-16 лет): профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение;
- Профессиональная подготовка (16-23 года): профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду;
- Профессиональная адаптация (18-25 лет): освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества;
- Первичная профессионализация: вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом;
- Вторичная профессионализация: происходит повышение квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности;
- Профессиональное мастерство: на эту стадию переходят лишь те работники, которые обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации.
Прочее о педагогике:
Факторы, определяющие уровень
развития
Мышца состоит из большого числа мышечных волокон – фибрилловых нитей, окруженных саркоплазмой. Они составляют сокращающуюся массу, поэтому силовые способности мышцы определяются количеством сократительных волокон. Количество волокон зависит от физического типа людей и не поддается изменениям. С пом ...
Основные направления в формировании личности у подростков
Педагогика является относительно молодой наукой, но истоки ее, начала педагогических знаний, уходят в глубокое прошлое. Слово педагогика в переводе с греческого означает детоводство. Педагогами в древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого ...
Диагностика сформированности элементарных навыков звукового анализа слова у
детей дошкольного возраста
Для определения уровня сформированности навыков звукового анализа слова у детей дошкольного возраста нами была проведена следующая диагностика. Диагностика была проведена на базе МДОУ №9 города Конаково, в группе №4. Детям предлагалось выполнить ряд заданий по семи критериям: 1. Умение делить слова ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.