Образование сегодня » Организация профориентационной работы в условиях детского дома » Особенности формирования профессионального выбора и профессионального самоопределения детей-сирот и детей

Особенности формирования профессионального выбора и профессионального самоопределения детей-сирот и детей

Страница 6

По данным В. С. Мухиной, у воспитанников интернатных учреждений наблюдаются искажения структуры самосознания, проявляющиеся, в числе прочего, в затруднениях адекватной самооценки – в негативном отношении к собственной личности, соотнесении себя настоящего с собой в прошлом и будущем, искажении ожиданий и смутном представлении о будущих ролевых функциях. Подростки-сироты зачастую испытывают затруднения в адекватной оценке собственных возможностей применительно к определенному виду деятельности, а также к выбору из существующего спектра профессий. Они также часто характеризуются высоко амбициозными требованиями, прежде всего к материально-экономической составляющей будущей профессиональной деятельности, на фоне пассивности и заниженных потребностей в самостоятельной жизни и деятельности.

Проведение профориентационных мероприятий для детей-сирот обязательно должно подразумевать, наряду с учетом индивидуального своеобразия каждого подростка и общих условий воспитания в детском учреждении, также учет общевозрастных особенностей подросткового периода. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникновение новых образований, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Одним из важных моментов в развитии личности подростка является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Однако наряду с этим можно отметить и неравномерность, противоречивость и сложность психического развития в подростковом возрасте. Подросток постоянно пытается попробовать, чего он может добиться, противопоставляет себя другим.

Рассматривая психологические особенности воспитанников детского дома, способных оказывать существенное влияние на возможности их профессиональной самореализации в дальнейшем, является необходимым обратить внимание на возможные негативные проявления. Подросток - воспитанник детского дома в силу вынужденного ограничения социальных контактов, прежде всего со взрослыми, способен испытывать недостаток общения. Следствием данного обстоятельства может быть психологический дискомфорт, напряженные отношения с окружающими, что, в свою очередь, может способствовать закреплению отрицательных форм поведения и переходу их в черты характера. И если это произойдет, то неизбежны трудности в овладении социальными функциями, конфликты с окружающими людьми либо внутренний разлад, способные сказываться в дальнейшем и на выполнении профессиональных обязанностей в рамках избранного вида трудовой деятельности. В этот период особую роль играют социальные, поведенческие эталоны значимого окружения, общение со значимым взрослым.

Известно, что взрослые играют совершенно исключительную роль в развитии личности детей-сирот. В детских домах дефицит общения ребенка со взрослыми приводит к гипертрофии, сверх ценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия воспитанника от отношения к нему взрослого.

На фоне напряженной потребности в общении со взрослым и одновременно повышенной зависимости от взрослого возможны агрессивные проявления ребенка по отношению к нему. Казалось бы, с учетом особенностей жизни в детском учреждении для детей-сирот, где воспитанники поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следует ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликта. Однако исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, менее успешны в разрешении конфликтов как со взрослыми, так и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Отмечаемые частые проявления агрессивности, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину свидетельствуют о неспособности продуктивно решить конфликт, найти конструктивный выход из сложившейся ситуации. И в таких случаях чрезвычайно возрастает роль значимого взрослого, в качестве которого, как правило, выступают воспитатель, педагог. Существенное значение приобретает позиция взрослого, предполагающая корректную, но принципиальную и строгую оценку негативных поведенческих проявлений подростка, умение взрослого показать цепь дальнейших последствий подобных проявлений для воспитанника, найти и показать ему конструктивный выход из создавшейся конфликтной ситуации. Это представляется особо важным и в силу того, что в подростковом возрасте происходит актуализация деятельности по усвоению норм и способов человеческих взаимоотношений, на основании которых в дальнейшем подросток будет строить свои отношения с окружающими и миром в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Принципы отбора лексического материала
Содержание обучения лексической стороне речи предусматривает владение лексическим минимумом, обеспечивающим возможность общения в бытовой и социально-культурной сферах. Сущность отбора лексики, производимого в учебных целях, состоит в том, чтобы из множества слов, устойчивых словосочетаний и речевы ...

Перевод одних единиц физической величины в другие
Задача 7. Вычислите массу 2 л 30,74%-ного раствора азотной кислоты. По справочнику находим плотность данного раствора кислоты: 1,185 г/мл. Мы видим, что плотность и обьём заданы в различных единицах. Какие единицы выбрать: литры или миллилитры? Рассмотрим ситуацию приведения к меньшим единицам, к м ...

Содержание и педагогические задачи обучения элективному курсу «Компьютерное математическое моделирование»
Элективные курсы информатического содержания можно условно разделить на два типа. Первый тип - курсы со значительной теоретической компонентой, второй - практико-ориентированные курсы. Курсы первого типа связаны, прежде всего, с информационным моделированием в различных предметных областях; они раз ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru