Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Страница 1

На школьном старте у школьников могут возникнуть трудности с обучением, состоянием здоровья и налаживанием контактов с учителями или одноклассниками. Задача психолога – выявить учащихся, имеющих длительный период адаптации и тех, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе. Именно таким детям нужна помощь и психолого-педагогическая поддержка в процессе сопровождения. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании и расширение его жизненного опыта в рамках коррекционных занятий. Именно поэтому диагностика оценки адаптации очень важна.

В случае оценивания уровня школьной адаптации М.Р.Битянова предлагает следующий алгоритм, включающий в себя многостороннее исследование адаптации к школе.

1. Поэтапное обследование учащихся с целью первичной диагностики уровня адаптации и выявления «группы риска», т.е. учащихся, у которых могут возникнуть проблемы с обучением, поведением, общением со сверстниками и учителями.

2. Анкетирование учителей с целью получения экспертной оценки адаптации учащихся.

3. Анкетирование родителей с целью выявления изменений, произошедших в поведении, психоэмоциональном состоянии и общем самочувствии ребенка в первые недели обучения, отношении к школьным занятиям.

4. Выделение «группы риска», деление учащихся на подгруппы по вероятным причинам неблагополучного протекания адаптационного периода.

5. Проведение углубленного исследования учащихся, отнесенных к «группе риска», а также получение более детальной экспертной оценки педагогов и родителей (с применением подробных опросников).

6. Анализ полученных результатов, составление плана коррекционных и развивающих мероприятий. Организация помощи ученику в формировании навыков и внутренних психологических механизмов, необходимых для успешного обучения и общения в школьной среде .

Процедура определения психологической адаптации к процессу обучения может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в группе или индивидуально в ноябре – декабре месяце, когда завершился первый этап адаптации. Перед проведением диагностики важно получить разрешение на психодиагностическое исследование и работу с учащимися от родителей либо лиц их замещающих.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом.

По результатам исследований проводится психолого-педагогический консилиум (ППК). Это одно из направлений работы психолога, логопеда и учителей во время адаптационного периода. Консилиум проводится по каждому классу и готовится председателем ППК с участием психолога, логопеда и учителей, работающих в классе. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. Здесь же вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для учителей (в т.ч. предметников) и родителей.

Основная цель психологического обследования при адаптации к процессу обучения – определить уровень адаптации ребенка к процессу обучения и возможные критерии по возникновению дезадаптации. Если был выявлен учащийся, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте заполняются все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, необходимо зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Семья как социальный институт воспитания: особенности современной семьи, специфика семейного воспитания
В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у н ...

Проблемы детско-родительских отношений
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируется такими факторами, как ...

Обучение математике в старшей группе детского сада
"Программой воспитания в детском саду" в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru