Эксперимент предполагал проведение трех этапов:
- констатирующего;
- формирующего;
- контрольного.
На этапе констатирующего эксперимента мы провели психодиагностическое исследование по выявлению психологической адаптации учащихся 1 классов их адаптированности и дезаптированности к процессу обучения. Были проведены беседы с учащимися и учителями этих классов. Велось наблюдение за поведением и общением учащихся на уроках и переменах. Диагностика личностных особенностей проводилась индивидуально с каждым ребенком.
Проведен сравнительный анализ показателей психологической адаптации учащихся 1 классов по t-критерию Стьюдента.
На этапе формирующего эксперимента с целью повышения уровня психологической адаптации у учащихся 1 классов была разработана и проведена коррекционно-развивающая программа, состоящая из 10 занятий по 60 минут. Занятия проводились в дневное время по одному занятию в неделю в течение двух с половиной месяцев. Формирующая работа включала в себя работу с педагогическим коллективом, непосредственно занимающихся с детьми 1 классов.
На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на повышение уровня школьной адаптации у учащихся 1 классов. Проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику повышения уровня адаптации в 1 классах.
Обобщение полученных результатов.
На данном этапе производилось составление выводов, написание заключения, а также разработка рекомендаций по применению коррекционно-развивающей программы.
Цель: исследование уровня адаптации ребенка и эмоциональное принятие им новой социальной ситуации.
Процедура исследования: родителям предлагается ответить на предлагаемые вопросы анкеты, касающиеся поведения ребенка в школе. Анкета может быть проведена в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи ее текста родителям и последующим сбором заполненных ответов.
Обработка результатов: Подсчитывается общая сумма показателей в соответствии с ключом, и определяется уровень адаптации ребенка:
0–10 баллов – выраженная дезадаптация;
11–15 баллов – средняя степень адаптации;
16–22 балла – высокий уровень школьной адаптации;
Анкета учителя.
Цель: исследование уровня адаптации с позиции учителя и освоение способов и приемов новой деятельности ребенком.
Процедура исследования. Учителю предлагается ответить на вопросы анкеты, охарактеризовав каждого из учащихся своего класса согласно предлагаемому принципу.
Обработка результатов: результаты заносятся в таблице, и далее подсчитывается средний балл по каждому ребенку. Первоклассники, набравшие средний балл от 1,19 до 1,88 - свидетельствует об успешной адаптации к школе; дети, набравшие средний балл от 2 до 3 - имеют среднюю степень адаптации; детей, имеющие средний балл 3,1 до 4, испытывают трудности в адаптации к школе (наблюдаются признаки дезадаптации).
Методы психологической диагностики при работе с учащимися:
Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов.
Цель: исследование школьной мотивации учащихся.
Процедура исследования: учащимся предлагается анкета вопросов с вариантами ответов, нужно выбрать только один ответ.
Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл и положительный 3 балла. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.
Лесенка Самооценки.
Цель: выявление самооценки ребенка
Процедура исследования. Рисунок лесенки содержащей 10 ступеней с обозначенными под ней цифрами и ребенок выбирает себе ступеньку и обозначает себя на ней. Ему предлагается ответить на несколько вопросов:
Прочее о педагогике:
Виды повторения
В связи с этим мы различаем следующие виды повторения ранее пройденного материала: 1. Повторение в начале учебного года. 2. Текущее повторение всего, ранее пройденного: а) повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующие повторению); б) повторение пройденного вне связи с н ...
Основные задания при обучении изучающему чтению
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его поним ...
Характеристика процесса перевоспитания: его сущность и принципы
Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор перевоспитания. Сущность перевоспитания заключается не только в борьб ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.