Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Страница 6

Эксперимент предполагал проведение трех этапов:

- констатирующего;

- формирующего;

- контрольного.

На этапе констатирующего эксперимента мы провели психодиагностическое исследование по выявлению психологической адаптации учащихся 1 классов их адаптированности и дезаптированности к процессу обучения. Были проведены беседы с учащимися и учителями этих классов. Велось наблюдение за поведением и общением учащихся на уроках и переменах. Диагностика личностных особенностей проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Проведен сравнительный анализ показателей психологической адаптации учащихся 1 классов по t-критерию Стьюдента.

На этапе формирующего эксперимента с целью повышения уровня психологической адаптации у учащихся 1 классов была разработана и проведена коррекционно-развивающая программа, состоящая из 10 занятий по 60 минут. Занятия проводились в дневное время по одному занятию в неделю в течение двух с половиной месяцев. Формирующая работа включала в себя работу с педагогическим коллективом, непосредственно занимающихся с детьми 1 классов.

На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на повышение уровня школьной адаптации у учащихся 1 классов. Проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику повышения уровня адаптации в 1 классах.

Обобщение полученных результатов.

На данном этапе производилось составление выводов, написание заключения, а также разработка рекомендаций по применению коррекционно-развивающей программы.

Цель: исследование уровня адаптации ребенка и эмоциональное принятие им новой социальной ситуации.

Процедура исследования: родителям предлагается ответить на предлагаемые вопросы анкеты, касающиеся поведения ребенка в школе. Анкета может быть проведена в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи ее текста родителям и последующим сбором заполненных ответов.

Обработка результатов: Подсчитывается общая сумма показателей в соответствии с ключом, и определяется уровень адаптации ребенка:

0–10 баллов – выраженная дезадаптация;

11–15 баллов – средняя степень адаптации;

16–22 балла – высокий уровень школьной адаптации;

Анкета учителя.

Цель: исследование уровня адаптации с позиции учителя и освоение способов и приемов новой деятельности ребенком.

Процедура исследования. Учителю предлагается ответить на вопросы анкеты, охарактеризовав каждого из учащихся своего класса согласно предлагаемому принципу.

Обработка результатов: результаты заносятся в таблице, и далее подсчитывается средний балл по каждому ребенку. Первоклассники, набравшие средний балл от 1,19 до 1,88 - свидетельствует об успешной адаптации к школе; дети, набравшие средний балл от 2 до 3 - имеют среднюю степень адаптации; детей, имеющие средний балл 3,1 до 4, испытывают трудности в адаптации к школе (наблюдаются признаки дезадаптации).

Методы психологической диагностики при работе с учащимися:

Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов.

Цель: исследование школьной мотивации учащихся.

Процедура исследования: учащимся предлагается анкета вопросов с вариантами ответов, нужно выбрать только один ответ.

Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл и положительный 3 балла. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Лесенка Самооценки.

Цель: выявление самооценки ребенка

Процедура исследования. Рисунок лесенки содержащей 10 ступеней с обозначенными под ней цифрами и ребенок выбирает себе ступеньку и обозначает себя на ней. Ему предлагается ответить на несколько вопросов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Виды повторения
В связи с этим мы различаем следующие виды повторения ранее пройденного материала: 1. Повторение в начале учебного года. 2. Текущее повторение всего, ранее пройденного: а) повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующие повторению); б) повторение пройденного вне связи с н ...

Основные задания при обучении изучающему чтению
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его поним ...

Характеристика процесса перевоспитания: его сущность и принципы
Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор перевоспитания. Сущность перевоспитания заключается не только в борьб ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru