Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Страница 6

Эксперимент предполагал проведение трех этапов:

- констатирующего;

- формирующего;

- контрольного.

На этапе констатирующего эксперимента мы провели психодиагностическое исследование по выявлению психологической адаптации учащихся 1 классов их адаптированности и дезаптированности к процессу обучения. Были проведены беседы с учащимися и учителями этих классов. Велось наблюдение за поведением и общением учащихся на уроках и переменах. Диагностика личностных особенностей проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Проведен сравнительный анализ показателей психологической адаптации учащихся 1 классов по t-критерию Стьюдента.

На этапе формирующего эксперимента с целью повышения уровня психологической адаптации у учащихся 1 классов была разработана и проведена коррекционно-развивающая программа, состоящая из 10 занятий по 60 минут. Занятия проводились в дневное время по одному занятию в неделю в течение двух с половиной месяцев. Формирующая работа включала в себя работу с педагогическим коллективом, непосредственно занимающихся с детьми 1 классов.

На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на повышение уровня школьной адаптации у учащихся 1 классов. Проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику повышения уровня адаптации в 1 классах.

Обобщение полученных результатов.

На данном этапе производилось составление выводов, написание заключения, а также разработка рекомендаций по применению коррекционно-развивающей программы.

Цель: исследование уровня адаптации ребенка и эмоциональное принятие им новой социальной ситуации.

Процедура исследования: родителям предлагается ответить на предлагаемые вопросы анкеты, касающиеся поведения ребенка в школе. Анкета может быть проведена в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи ее текста родителям и последующим сбором заполненных ответов.

Обработка результатов: Подсчитывается общая сумма показателей в соответствии с ключом, и определяется уровень адаптации ребенка:

0–10 баллов – выраженная дезадаптация;

11–15 баллов – средняя степень адаптации;

16–22 балла – высокий уровень школьной адаптации;

Анкета учителя.

Цель: исследование уровня адаптации с позиции учителя и освоение способов и приемов новой деятельности ребенком.

Процедура исследования. Учителю предлагается ответить на вопросы анкеты, охарактеризовав каждого из учащихся своего класса согласно предлагаемому принципу.

Обработка результатов: результаты заносятся в таблице, и далее подсчитывается средний балл по каждому ребенку. Первоклассники, набравшие средний балл от 1,19 до 1,88 - свидетельствует об успешной адаптации к школе; дети, набравшие средний балл от 2 до 3 - имеют среднюю степень адаптации; детей, имеющие средний балл 3,1 до 4, испытывают трудности в адаптации к школе (наблюдаются признаки дезадаптации).

Методы психологической диагностики при работе с учащимися:

Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов.

Цель: исследование школьной мотивации учащихся.

Процедура исследования: учащимся предлагается анкета вопросов с вариантами ответов, нужно выбрать только один ответ.

Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл и положительный 3 балла. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Лесенка Самооценки.

Цель: выявление самооценки ребенка

Процедура исследования. Рисунок лесенки содержащей 10 ступеней с обозначенными под ней цифрами и ребенок выбирает себе ступеньку и обозначает себя на ней. Ему предлагается ответить на несколько вопросов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося
Человека считают творчески способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает творческой деятельностью и, во-вторых, добивается достижений, отличающихся новизной и оригинальностью. От чего это зависит? Творческая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим пр ...

Идеи психологов дальнего и ближнего зарубежья
В разработку теории детских игр существенный вклад внесли такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В их трудах игра рассматривается, как специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению и содержанию, являющаяся продуктом исторического развития обще ...

Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе
Происходящая в нашей стране модернизация образования, в том числе и высшего профессионального, стимулирует поиск новых путей обновления образовательной системы в соответствии со сложившимися общественными реалиями. Одним из основных направлений педагогической мысли, которое нацелено на внесение сущ ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru