Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Страница 7

1) Какой ты ученик?

2) С каким настроением ты идешь в школу?

3) Как сильно ты устаешь в школе? (энегрозатраты)

4) Дружный ли у тебя класс?

5) Какой ты ребенок?

Обработка результатов: завышенная самооценка – 10 ступень, адекватная самооценка – 7–9 ступени и заниженная ниже седьмой ступеньки.

Цветовой тест отношений (ЦТО).

Цель: изучить эмоциональное отношение ребенка к школьной жизни.

Процедура исследования. Психолог предлагает ребенку подобрать к каждому из людей и понятий (я, учитель, девочки класса, мальчики класса, школа), которые последовательно им предлагаются, цвета по Люшеру. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов психолог разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.

После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

Сопоставление цветов, ассоциируемых с определенными понятиями, с их местом (рангом) в раскладке цветов по предпочтению. Если с некоторым понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному понятию учащийся относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен соответствующим отношением.

Наоборот, если с ним ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, отношение негативно, эмоционально отвергается, либо вызывает тревогу и страх. Формальным показателем этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может изменяться от 1 до 8.

Обработка результатов: оценивается эмоциональное состояние ребенка по вычисляемому вегетативному коэффициенту. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. 0,92–1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Она является индикатором психологического благополучия. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом: больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. 10–18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Далее оценивается эмоциональное отношение учащегося к школьной жизни в соответствии с рангом выбранных по предпочтению цветов.

Углубленное исследование с учащимися «группы риска» было проведено с использованием следующих диагностических методик:

Тест Тулуз–Пьерона.

Цель: выявление устойчивости и концентрации внимания, переключения и распределения внимания и его избирательности, работоспособность учащегося.

Стимульный материал для каждого ребенка в соответствии с возрастом.

Процедура исследования: Бланк для каждого учащегося, соответствующий возрасту. Объяснение инструкции что и как необходимо выполнять на бланке. После того, как психолог убедился, что инструкция понята, и выполнена пробная строка, учащийся начинает работать по инструкции. На его выполнение дается одна минута. Произносится команда на выполнение задания и одновременно включает секундомер, через минуту звучит команда «Стоп, переход на следующую страницу».

По истечении 10 минут: "Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто ничего больше не пишет».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Теоретические основы мониторинга качества обучения письменной речи
В данной главе рассматриваются теоретические основы мониторинга качества обучения на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному в средней (полной) общеобразовательной школе, контроль как компонент учебно-воспитательного процесса на базовом уровне обучения французскому языку ...

Информационное математическое моделирование: понятие, цели и этапы
Начнем с термина «информация». Во-первых, компьютер информацию в «сыром виде» не обрабатывает, и вообще, такого технического устройства нет. Во- вторых, об алгоритмах обработки таких вещей можно говорить, лишь в каком-то переносном смысле. И в-третьих, термин «информация», лишаясь при таком подходе ...

Диагностика психолого-педагогической поддержки младших школьников, обучающихся на дому в МОУ Покровская СОШ №2 Хангаласского улуса РС
Изучив научную, психолого-педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт по данной проблеме, выделив особенности личностного развития младших школьников, обучающихся на дому и определив направления работы с детьми данной категории нами была поставлена цель: организовать си ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru