1) Какой ты ученик?
2) С каким настроением ты идешь в школу?
3) Как сильно ты устаешь в школе? (энегрозатраты)
4) Дружный ли у тебя класс?
5) Какой ты ребенок?
Обработка результатов: завышенная самооценка – 10 ступень, адекватная самооценка – 7–9 ступени и заниженная ниже седьмой ступеньки.
Цветовой тест отношений (ЦТО).
Цель: изучить эмоциональное отношение ребенка к школьной жизни.
Процедура исследования. Психолог предлагает ребенку подобрать к каждому из людей и понятий (я, учитель, девочки класса, мальчики класса, школа), которые последовательно им предлагаются, цвета по Люшеру. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов психолог разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.
После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».
Сопоставление цветов, ассоциируемых с определенными понятиями, с их местом (рангом) в раскладке цветов по предпочтению. Если с некоторым понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному понятию учащийся относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен соответствующим отношением.
Наоборот, если с ним ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, отношение негативно, эмоционально отвергается, либо вызывает тревогу и страх. Формальным показателем этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может изменяться от 1 до 8.
Обработка результатов: оценивается эмоциональное состояние ребенка по вычисляемому вегетативному коэффициенту. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. 0,92–1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Она является индикатором психологического благополучия. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом: больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. 10–18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Далее оценивается эмоциональное отношение учащегося к школьной жизни в соответствии с рангом выбранных по предпочтению цветов.
Углубленное исследование с учащимися «группы риска» было проведено с использованием следующих диагностических методик:
Тест Тулуз–Пьерона.
Цель: выявление устойчивости и концентрации внимания, переключения и распределения внимания и его избирательности, работоспособность учащегося.
Стимульный материал для каждого ребенка в соответствии с возрастом.
Процедура исследования: Бланк для каждого учащегося, соответствующий возрасту. Объяснение инструкции что и как необходимо выполнять на бланке. После того, как психолог убедился, что инструкция понята, и выполнена пробная строка, учащийся начинает работать по инструкции. На его выполнение дается одна минута. Произносится команда на выполнение задания и одновременно включает секундомер, через минуту звучит команда «Стоп, переход на следующую страницу».
По истечении 10 минут: "Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто ничего больше не пишет».
Прочее о педагогике:
Основные педагогические труды А.И. Герцена
Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми». Эти произведения являются замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и жи ...
Научное обоснование
Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия "традиционная народная культура". Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, не было найдено ...
Формы организации детской музыкальной творческой деятельности
В музыкальном искусстве XX века революционный процесс обновления содержания и формы (тематики, выразительных средств и методов музыкально-образного воплощения нового идейного содержания) уже несколько раз потрясал устойчивые музыкальные своды. Однако музыкальная педагогика в детских садах, начала и ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.