Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Страница 3

Для того, чтобы помочь учителю лучше узнать детей, скорректировать свою работу, применяются рисуночные методы, которые в игровой форме, доверительной атмосфере помогают определить направленность ребенка, его притязания, самооценку, отношение к школе, учителю и т.д. Анализ содержания рисунков позволяет говорить о понимании и принятии (неприятии) ребенком темы, сформированности внутренней позиции школьника, эмоциональном отношении к школе, процессу обучения.

Тема «Я в школе» может быть встречена детьми по-разному, что также имеет значение. Например, дети не принявшие предложенную для рисования тему «Я в школе», трансформируют ее в следующие темы («Я гуляю на прогулке», «Я иду в школу», «Я дома с мячом», «Я фотографируюсь», «Я на перемене, дети балуются», «Я у бабушки в деревне»). Необходимо обратить внимание также на содержание рисунка, выбор материала для рисования, цветовое решение, размещение изображения на листе, рисует ли ребенок себя, что рассказывает по поводу своего рисунка и т.д.

Лусканова Н.Г. предлагает детям выполнить рисунки на тему:

«Что мне нравится в школе». Несоответствие теме указывает, по мнению автора, на:

а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее;

б) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям;

в) непонимание или неверное истолковывание задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;

б) ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но внешней мотивации;

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Многим детям легче рисовать «Школу зверей». Можно рисунок предварить сказкой: «Жили-были разные звери: зайцы, тигры, леопарды (дети продолжают). И были у них детеныши. Когда пришло время научиться разным премудростям, они отправились в школу зверей (детям предлагается придумать продолжение сказки: что же было дальше. В этом случае, желательно создать игровую ситуацию и использовать игрушку, с ее помощью поздороваться с детьми, предложить детям пошептать ему что-то на ушко (свой секрет), то есть обыграть ситуацию и заинтересовать детей. Очень важно после рисования обсудить рисунки, послушать детские сказки.

Чтобы эти темы продолжить, можно организовать полевую игру «Школа зверей» с последующим рисованием и обсуждением. Рассказывать дети могут, выходя к доске, что закрепит позитивное, активное состояние в пространстве доски и стола учителя, а можно и в общем кругу, желательно сидя (можно на ковре). Характерно, что предложенные процедуры с включением ролевых игр имеют не только диагностическую, но и адаптационную направленность.

С целью выяснения адаптации ребенка, его позиции в классе учитель заполняет рабочий бланк «Схема-характеристика учащихся класса» и (или) «Опросник для учителя». Результаты опроса анализируются психологами и обсуждаются совместно с педагогами, разрабатываются рекомендации.

Следует упомянуть и о карте наблюдений Д. Стотта, направленной на фиксацию различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.

Проведение коррекционной работы по преодолению нарушений адаптации предполагает:

1. диагностику полученной информации о ребенке;

2. выявление ресурсов самого ребенка, возможности семьи и школы;

3. составление коррекционно-развивающей программы с целью раскрытия потенциала ребенка в искусственно созданных условиях и перенос в социальную ситуацию развития;

4. оценка зоны ближайшего развития;

5. оценка эффективности работы по степени снятия симптома.

Таким образом, анализ различных параметров адаптации каждого учащегося в начале и в конце учебного года позволяет определить динамику его развития, основные проблемы, проявления дезадаптации, выявить закономерность адаптационного процесса в начальной школе, осуществлять ряд мер, направленных на профилактику школьной деазадаптации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Трактовка определения функционально-целевой направленности учебника Н.Ф. Талызиной
Оригинальную трактовку определения функционально-целевой направленности учебника, вытекающую из анализа целей и содержания обучения, учёта закономерностей процесса усвоения им индивидуальных особенностей учащихся, даёт Ф. Талызина. Рассмотрев вначале функции преподавателя в процессе учения, усвоени ...

Особенности организации закрепления знаний на уроках специализированных дисциплин
Одно из требований к учебной работе студентов на уроках специальных дисциплин - ее посильность на соответствующем этапе обучения, наличие у студентов необходимого запаса знаний и умений. Вместе с тем посильность задания предполагает не легкость его, а необходимость приложения максимума усилий для в ...

Сексуальное образование в школах
Сексуальное образование должно быть частью школьного учебного плана и должно начинаться как можно раньше. Основная цель такого образования – научить молодых людей быть ответственными за свое сексуальное поведение. Несмотря на то, что подростки указывают на своих сверстников и средства массовой инфо ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru