Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пойдет привыкание к школе, во многом зависят его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы. Социально-психологическая адаптация младших школьников к условиям школы представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений. В общении со взрослыми и сверстниками у ребенка формируются нормы поведения, приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом.
Проблема социально-психологической адаптации личности тесным образом связана с возрастными кризисами. В эти периоды происходят серьёзные внутриличностные изменения, когда сама личность становится весьма неустойчивой и незащищённой от негативных воздействий среды. Таким образом, успешность социально - психологической адаптации личности, особенно в периоды возрастных кризисов, определяется соотношением между социальными требованиями к субъекту, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые сформировались у него в результате его предшествующего опыта.
В процессе социально-психологической адаптации изменяется внутренний мир ребенка: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими.
На современном этапе развития существует множество подходов к проблеме диагностики. И поскольку процесс адаптации затрагивает все сферы жизни ребенка, то и при оценке адаптации необходимо использовать системный подход. При оценке эффективности адаптации необходимо учитывать: субъективные и объективные критерии измеряемого параметра, и возрастные и индивидуальные особенности респондентов.
В процессе адаптации у школьников могут возникнуть разные трудности в процессе обучения и задача психолога на этом этапе выявить учащихся, имеющих нарушение адаптации, и оказать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение. Для выявления и уточнения проблем в адаптации психолог использует диагностику всех участников образовательного процесса. В заключение важно отметить, что при проведении коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений адаптации необходимо четко ставить цели проводимых занятий и отслеживать динамику развития каждого учащегося.
В данной работе сделан акцент на необходимость составление пакета диагностических методик и разработке коррекционно-развивающих занятий такого важного периода в жизни ребенка как адаптация в процессе обучения. Поскольку от того насколько благополучно будет протекать этот процесс, во многом зависят дальнейшая успешность учебы и развитие личности в начальной школе и в последующие годы. Как было отражено в литературном обзоре, существуют различные методики и программы по выявлению и коррекции адаптации, которые применимы именно в первоначальный период обучения в школе. В то же время важно отметить, что теоретический анализ проблемы указывает на недостаточную разработанность и целостность в работе с детьми в период адаптации в процессе обучения. В связи с этим данная дипломная работа направлена на создание пакета диагностических методик и коррекционно-развивающей программы, позволяющей эффективно воздействовать на нарушение адаптации в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – исследование особенностей психологической адаптации первоклассников к школьному обучению, способы ее диагностики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностические методики позволяющие изучить уровень психологической адаптации ребенка к процессу обучения.
2. Разработать коррекционно-развивающую программу.
3. Проведение коррекционно-развивающей программы с учащимися.
В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали детей младшего школьного возраста (6,5–7,5 лет).
Предмет исследования – эмоциональное отношение учеников к школе и процессу обучения, школьная мотивация, концентрация и устойчивость внимания, школьная тревожность, самооценка.
В данном исследовании приняли участие младшие школьники, первого класса (1 «А» - 21 человек и 1 «Б» - 17 человек) обучающиеся в школе № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга их родители и 2 педагога, работающие в этих классах. По результатам диагностического обследования учащиеся были разделены на две группы – 8 человек экспериментальная группа, принявшая участие в коррекционно-развивающей программе и контрольная группа 30 человек.
Прочее о педагогике:
Формирование культуры толерантности
Что же касается вопроса о воспитании терпимости у младших школьников, то основные положения уже были указаны в отрывке работы Джеймса Бэнкса. И все же следует еще раз коснуться этого более подробно. Первое, что нужно учитывать так это то, что мультикультурное содержание образования должно охватыват ...
Буддизм
Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет. Из наставлений Будды Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённы ...
Виды чтения
Чтение - особый вид речевой деятельности, это процесс одновременного восприятия и понимания письменного текста. Это глубоко внутренний процесс, состоящий в интерпретации текста, которая подразумевает словесное, предметное и смысловое понимание. Понимание текста основано на предметной и языковой ком ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.