Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Страница 5

Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пойдет привыкание к школе, во многом зависят его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы. Социально-психологическая адаптация младших школьников к условиям школы представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений. В общении со взрослыми и сверстниками у ребенка формируются нормы поведения, приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом.

Проблема социально-психологической адаптации личности тесным образом связана с возрастными кризисами. В эти периоды происходят серьёзные внутриличностные изменения, когда сама личность становится весьма неустойчивой и незащищённой от негативных воздействий среды. Таким образом, успешность социально - психологической адаптации личности, особенно в периоды возрастных кризисов, определяется соотношением между социальными требованиями к субъекту, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые сформировались у него в результате его предшествующего опыта.

В процессе социально-психологической адаптации изменяется внутренний мир ребенка: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими.

На современном этапе развития существует множество подходов к проблеме диагностики. И поскольку процесс адаптации затрагивает все сферы жизни ребенка, то и при оценке адаптации необходимо использовать системный подход. При оценке эффективности адаптации необходимо учитывать: субъективные и объективные критерии измеряемого параметра, и возрастные и индивидуальные особенности респондентов.

В процессе адаптации у школьников могут возникнуть разные трудности в процессе обучения и задача психолога на этом этапе выявить учащихся, имеющих нарушение адаптации, и оказать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение. Для выявления и уточнения проблем в адаптации психолог использует диагностику всех участников образовательного процесса. В заключение важно отметить, что при проведении коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений адаптации необходимо четко ставить цели проводимых занятий и отслеживать динамику развития каждого учащегося.

В данной работе сделан акцент на необходимость составление пакета диагностических методик и разработке коррекционно-развивающих занятий такого важного периода в жизни ребенка как адаптация в процессе обучения. Поскольку от того насколько благополучно будет протекать этот процесс, во многом зависят дальнейшая успешность учебы и развитие личности в начальной школе и в последующие годы. Как было отражено в литературном обзоре, существуют различные методики и программы по выявлению и коррекции адаптации, которые применимы именно в первоначальный период обучения в школе. В то же время важно отметить, что теоретический анализ проблемы указывает на недостаточную разработанность и целостность в работе с детьми в период адаптации в процессе обучения. В связи с этим данная дипломная работа направлена на создание пакета диагностических методик и коррекционно-развивающей программы, позволяющей эффективно воздействовать на нарушение адаптации в младшем школьном возрасте.

Цель исследования – исследование особенностей психологической адаптации первоклассников к школьному обучению, способы ее диагностики и коррекции.

Задачи исследования:

1. Подобрать диагностические методики позволяющие изучить уровень психологической адаптации ребенка к процессу обучения.

2. Разработать коррекционно-развивающую программу.

3. Проведение коррекционно-развивающей программы с учащимися.

В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали детей младшего школьного возраста (6,5–7,5 лет).

Предмет исследования – эмоциональное отношение учеников к школе и процессу обучения, школьная мотивация, концентрация и устойчивость внимания, школьная тревожность, самооценка.

В данном исследовании приняли участие младшие школьники, первого класса (1 «А» - 21 человек и 1 «Б» - 17 человек) обучающиеся в школе № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга их родители и 2 педагога, работающие в этих классах. По результатам диагностического обследования учащиеся были разделены на две группы – 8 человек экспериментальная группа, принявшая участие в коррекционно-развивающей программе и контрольная группа 30 человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Организация сюжетно-ролевой игры во 2-ой младшей группе
Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры? Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осущ ...

Система Л.В. Занкова
При построении своей системы обучения Леонид Владимирович и его последователи опирались на положение Л.С. Выготского: обучение может идти впереди развития. Следовательно, оно (обучение) строится не столько на завершенных циклах развития (характеристика завершенного цикла – сознательность, прочность ...

Благородство происхождения и благородство знания. Отношение к преподавательскому труду
В средневековом обществе тех, кто работал «словом и разумом» и передавал свою ученость другим называли интеллектуалами. Средневековье не знало понятия «интеллигент». Занятых интеллектуальными трудом называли «доктор», «профессор», «магистр», «литератти»; философом Бога именовал себя Абеляр. Социоку ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru