Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации

Страница 2

В данном случае нам необходимо тщательно изучить те методы психодиагностики, которые дадут нам возможность исследовать психологическую адаптацию к обучению ребенка в школе, и особенности личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, пришедшего в первый класс.

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность или отвержение.

Рассмотрим диагностико-методический комплекс, который возможно использовать, для изучения процесса адаптации учащихся, отвечающий описанным выше требованиям. Диагностический комплекс состоит из 3-х блоков:

1 блок. Методы психодиагностической работы с учащимися:

В работе с учащимися необходимо использовать как проективные, так и психометрические диагностические методики:

1. Исследование эмоционального состояния ребенка в школьной жизни осуществляется с помощью проективной методики цветового теста отношений «ЦТО». Она применяется для изучения особенностей личностных эмоциональных состояний, самочувствия личности.

2. Для выявления особенностей отношения учащихся к школе, позиций учащихся, самоопределения, личностных особенностей в период адаптации используются рисуночные методики: «Я в школе» и «Школа зверей».

Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

3. Исследование мотивационной направленности учащихся, отношение к школе, сверстникам, педагогам с помощью бесед, анкетирования.

4. Изучение особенностей здоровья учащихся, пропусков школы по болезни.

2 блок. Методы психодиагностической работы с родителями

1. Анкета «Наблюдение родителей за психофизиологическим состоянием детей после школы» позволяет определить наличие изменений в поведении, самочувствии, состоянии, питании, во время сна в связи с изменившейся жизнью ребенка (учеба в школе).

2. Родительское сочинение или беседа с учителем, об особенностях ребенка.

3. Анкета для родителей по изменению адаптации детей к школе.

3 блок. Методы психолого-педагогической диагностики, осуществляемые с педагогами.

1. Методики «Схема-характеристика учащихся класса», «Опросник для учителя», направленные на многосторонний анализ особенностей адаптации учащихся.

2. Наблюдения в адаптационный период, направленные на фиксацию трудностей, с которыми встречаются дети.

Психолого-педагогическая диагностика может проводиться два раза в год: во второй четверти и четвертой (для определения динамики развития).

Исследование с помощью методики «ЦТО» может проводиться в расширенном варианте с использованием дополнительных понятий, для расширения симптоматики и оценивания эмоционального состояния ребенка не только в школе, но и других значимых ситуациях в жизни ребенка. Психолог должен регулярно взаимодействовать с педагогами, и иметь информацию о состоянии детей по необходимости давать рекомендации, по взаимодействию с учащимися. Все данные, полученные с помощью методики ЦТО, переносятся в оперативную матрицу, по которой рассчитывается состояние класса в целом, позволяет оценить психологическую атмосферу коллектива, определить общий характер эмоциональных состояний членов коллектива, проследить за развитием настроений каждого человека, выявить взаимосвязь различных условий, факторов, влияющих на качество образования, учесть их в управленческой деятельности.

В каждом отдельном случае возможна более точная, глубокая диагностика (например, с помощью теста Люшера).

Одновременно с исследованием эмоционального состояния учащихся проводятся родительские наблюдения за состоянием ребенка после школы. Эта информация дает возможность оказать своевременную помощь ребенку, учитывать его особенности при организации индивидуальной и групповой работы.

С первого сентября родители заполняют лист наблюдения. Предварительно на родительском собрании психолог объясняет родителям цель анкетирования, способ заполнения. Родителям предлагают отметить то, что волнует их и ребенка. Наблюдения родителей могут охватывать различные сроки: от 5 до 10 дней и более в случае необходимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Описание методики обследования мышления детей
Изучив теоретические вопросы по проблеме развития мышления у старших дошкольников, мы приступили к исследовательской работе. Исходя из того, что наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и логико – математическое мышление являются ступенями интеллектуального развития, мы решили и ...

Анализ УМК на предмет представленности упражнений для введения и закрепления лексического материала
Для анализа упражнений для введения и закрепления лексического материала рассмотрим учебник New Opportunities Russian Edition Elementary. Данный учебно-методический комплекс включает в себя учебник, который содержит 16 модулей, 4 раздела по истории и культуре России, каждый из которых состоит из 2 ...

Место самостоятельной работы при обучении иностранному языку как коммуникативному процессу
Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все сво ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru