Коррекционные программы разработаны многими авторами и ориентированы на разные сферы ребенка, мы представим только некоторые:
В книге Самоукиной Н.В отражены методики, направленные на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности школьников, а также для оказания психологической помощи самому учителю. Ею представлены комплексы психотехнических упражнений, апробированные на практике, и описана программа коррекционных игр для старших дошкольников и младших школьников, которая может быть использована для улучшения психологической адаптации детей к школе.
С целью профилактики и коррекции социально-психологической дезадаптации детей 6-7 лет И.Н. Агафоновой была разработана программа «Я и Мы». Данная программа может внедряться в начальной школе педагогом или психологом при соответствующих условиях (работа с детьми проводится в подгруппах). Основная цель программы конкретизируется в следующих задачах:
формирование положительной Я-концеции; формирование положительной концепции другого человека; формирование мотивации достижения успеха;
формирование потребности в общении и коммуникативных умений.
Данная программа может быть реализована во всех видах деятельности ребенка и в специальной системе занятий тренингов. Программа включает 15 модулей и рассчитана на 25-29 занятий.
Блок «Я – концепция – концепция другого человека» включает три модуля: «Зеркало», «Угадай, кто это?» и «Заяц и Ёж»- этот модуль направлен на профилактику и коррекцию завышенной самооценки. Он создаёт условия для понимания того, что неуважение к другим, недооценка их достоинств, может привести самого себя к поражению.
Блок «Мотивация достижения успеха» включает два модуля «Гусь» и «Моя лесенка успехов».
Блок «Эмоциональная сфера» – четыре модуля «Я радуюсь», «Интересное вокруг нас» и «Крошка Енот», «Что чувствуют другие?» - развитие личной эмоциональной экспрессивности каждого ребёнка как комплекса мимики, пантомимики, жестов и интонации. Развитие умения определять эмоциональное состояние другого человека по обозначенным признакам.
Блок «Компетентность в общении» включает шесть модулей: «Обращение», «Варежки», «Командное дело», «Здравствуйте!», «Три сказки про Зайку» и «Снегурочка». Программа ориентирована на продолжительную работу с учащимися с 1 по 4 класс.
Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь» проводится именно в период начала школьного обучения. Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
Введение носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как обучения новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети – чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути, развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Хотя программа может быть реализована не только как введение, занятия могут проводиться и в период адаптации в школе, у психолога не всегда есть возможность уделить внимание только первоклашкам.
По мнению Гуткиной Н.И., в нашей стране до сих пор не разработана система психологической диагностико-развивающей работы, охватывающая весь период дошкольного детства и переходный этап к школе, хотя существуют отдельные диагностические и коррекционные программы, ориентированные на тот или иной возраст.
В процессе адаптации у школьников могут возникнуть разные трудности в процессе обучения и задача психолога на этом этапе выявить учащихся, имеющих нарушение адаптации, и оказать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение. Для выявления и уточнения проблем в адаптации, с помощью диагностики, психолог привлекает всех участников образовательного процесса - детей, родителей и педагогов. В процессе диагностической работы необходимо использовать как проективные, так и психометрические методы и методики.
В заключение важно отметить, что при проведении коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений адаптации необходимо четко ставить цели проводимых занятий и отслеживать динамику развития каждого учащегося.
Прочее о педагогике:
Особенности творческого мышления у младших школьников
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в ...
Классификация методов воспитания
Создание метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в ни ...
Психолого-физиологические особенности младших школьников, роль игры в
обучении
Поскольку предметом нашего исследования является усвоение учащимися различных лексических структур на уроках английского языка, нам необходимо подробнее остановиться на особенностях развития самих учащихся. В связи с темой нашего исследования, нас интересует период младшего школьного возраста от 7 ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.