Образование сегодня » Исследование влияния детско-родительских отношений на развитие девиантного поведения подростков » Результаты проведенного исследования и их анализ

Результаты проведенного исследования и их анализ

Страница 2

В настоящей работе исследованы детско-родительские отношения и их влияние на развитие девиантного поведения подростков.

Подростковый возраст - один из самых сложных детских возрастов. Основным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится развитие у подростка особого чувства взрослости, как индивидуального переживания отношения к самому себе как к взрослому. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему социумом требования, какие способы и стили поведения у него проявляются и закрепляются, зависит дальнейшее развитие личности. Зачастую дети в подростковом возрасте характеризуются девиантным поведением.

Нередко, даже в благополучных семьях, проблемы подростков считаются детскими и незначимыми, что в свою очередь «отдаляет» детей от родителей. И в результате, подростки начинают искать компании, с целью компенсировать недостающую эмоциональную поддержку. Что, к сожалению, не всегда оправдывается, так как такие компании могут носить деструктивный характер.

Исследователями выявлено, что к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические.

Нередко, особенно в неблагополучных и не полных семьях, проявляется недостаток эмоциональной теплоты и холодность, формальность в отношении к ребенку, а иногда и агрессивные тенденции. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. В таких семьях дети чувствуют эмоциональное отвержение, и как результат, поиск компаний, способных компенсировать недостаток принятия и понимания в семье. Однако подростковые компании имеют тенденции к деструктивному поведению из-за несформированности «моральных ориентиров».

В результате исследования детско-родительских отношений были получены следующие данные:

1. По шкале Принятие/Отвержение уровень отвержения выше в семьях подростков с девиантным поведением (группа 1 – 53%, группа 2 – 7%), это значит, что взрослые испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть.

2. По шкале Кооперация в семьях с девиантными подростками преобладает низкий уровень – 47%, а в семьях подростков с нормальным поведением – высокий (67%). Низкие баллы по данной шкале говорят о том, что взрослые не могут претендовать на роль хороших педагогов.

3. По шкале Симбиоз в обеих группах лидирует средний уровень.

4. По шкале Контроль в группе 1 и группе 2 особенных различий нет преобладает средний уровень.

5. По шкале Отношение к неудачам в семьях девиантных подростков высокий показатель – 60%, что является признаком того, что родители считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу

Исследование выявило следующие различия в детско-родительских отношениях между группами. У родителей детей с девиантным поведением (группа 1) более высокий показатель эмоционального отвержения своих детей, более низкий уровень кооперации и высокий уровень инфантилизации ребенка. Что говорит об отношении к ребенку (в группе 1), как к несостоятельному. В таких семьях отсутствует эмоциональная поддержка и понимание, а также принятие ребенка и осознание его как личности. В шкалах симбиоз и контроль существенных различий не выявлено.

Эти данные могут быть использованы в практической работе педагогов, социальных работников и психологов.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Критерии оценки эффективности адаптации
Проблема критериев оценки эффективности адаптации как системного процесса остро возникает при разработке программы психологической диагностики, профилактики и коррекции адаптационных нарушений. На современном этапе развития психологической науки существует множество подходов к проблеме диагностики. ...

Характеристика уровней сформированности звукослогового анализа и синтеза у учащихся с ФФНР
Обследование проводилось на базе МОУ средней общеобразовательной школы на логопункте в период с 01.09.08 по 26.12.08г. В эксперименте участвовали 5 учеников первого класса, имеющие диагноз фонетико-фонематическое нарушение речи. Для удобства подсчета результатов каждому учащемуся был присвоен свой ...

Типичные проблемы детей из неполных семей
Рассматривая виды неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы: Материальная проблема – одна из типичных п ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru