1) В обязанности магистра студентов входило составление летом списков вопросов для диспутов следующего учебного года. Вопросы должны быть важными и полезными. Более того, нельзя было допустить. что бы они повторялись на следующий год
2) В случае непонимания среди диспутантов, или если увидит что спор ведется не ради истины, а из-за тщеславия, магистр студентов должен водворить молчание. Если кто-либо не повинуется после третьего предупреждения, то нарушитель должен поставить две кварты вина в конце диспута для всех присутствующих.
3) Если лицо избранное магистром студентов, не хочет принять это избрание, и не находит достаточных оправданий, он должен заплатить штраф.
4) Магистр студентов должен предоставить вопросы диспутантам, по крайней мере за две недели до диспута, в противном случае на него налагается штраф в виде двух кварт вина.
5) На диспутах диспутанты отвечают в соответствии со следующей очередностью: сначала выступает главный оппонент, далее – магистр студентов, затем приор дома, магистры теологии а затем уже бакалавры в том порядке, в котором они достигли степеней.
6) Нельзя приводить сдвоенных аргументов во время диспута.
Число диспутов было разным. Хотя в зависимости от числа преподавателей условия менялись, каждый магистр старался не участвовать в диспутах чаще, чем раз в месяц, семестр или даже год (в Болонье).
Темы диспутов были различными. Диспут, проведенный Маттео Акваспартой в 13 веке на тему «делается ли необходимое существование благодаря знанию этой вещи или может быть объектом интеллекта то, чего нет?», отразил борьбу между двумя философскими направлениями – номинализмом и реализмом.
Нужно было доказать или опровергнуть аристотелевский силлогизм «Все люди – животные. Сократ – человек. Следовательно, Сократ – животное».
Целый день мог идти диспут о том, может ли быть оставлена проповедь слова Божьего по запрету светской власти.
Можно ли связать заклинанием демонов и силы тьмы?
Допускается ли поединок и турнир по каноническим законам?
Разрешались и шуточные вопросы, но не предосудительного характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми:
О верности наложниц священникам.
Вполне серьезно обсуждалось отношение к такому сюжету: поп навестил дочь булочника, но вынужден был спасаться от конкурента, забежал в свиной хлев. Туда вошел булочник и спросил: «Кто там?». Поп в ответ сказал: «Никого кроме нас».
Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте?
Так, в 1203 году епископ Турнэ Стефан возмущался: «…в противоречии со священным каноном ведется публичный диспут о непостижимом божестве. Неделимая троица рассекается и служит предметом спора. Так что у нас столько ошибок, сколько докторов, столько скандальных диспутов, сколько классов, и каждая площадь становиться местом богохульства».
Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против». Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно» (disputatio de quodlibet). Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления.
Прочее о педагогике:
Выявление уровня речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием
речи 3 уровня и анализ результатов обследования
Практическое исследование проводилось на базе логопедической группы ДОУ № 24 г. Биробиджана. Исследованием были охвачены 15 детей, 6-7 лет. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап; констатирующий, направлен на выявление уровня речевого развития, для этого было проведено обследование дошко ...
Историография и современное состояние проблемы
Сегодня, решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека, мы утверждаем, что сформировать такую личность может творческая, мыслящая и как непременное условие – гуманная школа, стремящаяся сделать обучение развивающим, личностно – ориентированным. Личностно-ориентиров ...
Педагогика - наука о воспитании
Свое название педагогика получила от греческих слов “пайдос” - дитя и “аго” - вести. В дословном переводе “пайдагогос” означает “детоводитель”. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.