В рамках обязательной, строго регламентированной программы нет реальной возможности реализовать важнейший принцип физического воспитания – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития, физической подготовленности.
В то же время имеется успешный опыт использования комплексных школьных программ, адаптированных для отдельного региона и даже отдельной конкретной школы.
Необходимо разработать в качестве единой лишь базовую типовую программу, на основании которой регионы и отдельные школы в соответствии со своими особенностями могли бы конкретизировать собственные варианты программы при условии обязательного выполнения основного минимума требований.
Наиболее удачными и близкими к главной идее новой концепции общего среднего образования следует на сегодня признать проект концепции перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе, подготовленности сотрудниками лаборатории содержания и методов физического воспитания НИИ возрастной физиологии и гигиены АПН. В проекте отмечается, что целью физического воспитания в школе является содействие формированию всестороннее развитой личности в процессе физического совершенствования. Принципы деятельного подхода определяют, по мнению авторов проекта, "направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения способами двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности".
В проекте справедливо отмечается неприемлемость ранее существовавших и ныне существующей единой стандартной программы физического воспитания учащихся для всех общеобразовательных школ страны. В этой связи проект вновь актуализуется вопрос о создании конкретных вариантов школьных программ с учетом особенностей интересов учащихся и профессиональных возможностей учителей.
Учитывая стратегию перестройки народного образования, предпринятый анализ содержания программ физического воспитания ряда высокоразвитых зарубежных стран (ФРГ, США, Канада, КНР и др.) результаты специальных научных исследований, передовой отечественный и зарубежный опыт, авторы рассматриваемого проекта предложили вариант построения учебных программ по физической культуре, состоящей из двух частей – базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированной.
Базовая часть программы предлагается в качестве основы "общегосударственного стандарта подготовки в сфере физической культуры. Ею должны овладевать все школьники, независимо от того, в каком регионе они живут, какой они национальности, каковы их индивидуальные отличия. Профессионализм учителя, в первую очередь определяется тем, как обеспечивает достижение данной задачи".
Средства и пути реализации задач в базовой программе не следует унифицировать однозначно – наоборот, нужно предусмотреть по каждой позиции ряд эквивалентных (взаимозаменяемых) средств и форм занятий, которые могут быть выбраны в различных вариантах, в конкретных разновидностях региональных школьных программ.
По вопросу соотношения базовой и вариативной частей в школьных программах физической культуры существуют различные изменения и рекомендации. Так, Е.Я. Бондаревский, А.В. Кадетова,В.В. Костюков, Г.И.Лазурак считают, что успешное решение задач физического воспитания учащихся, возможно в том случае, когда на изучение одного вида двигательной активности в течении учебного года отводиться до 70% времени. Аналогичное соотношение базовой и вариативной части программы физической культуры в школе предложили В.И. Лях, Г.Б. Мейксо.
По мнению А.А. Гужаловского с соавт., удельный вес обязательного учебного материала школьной физкультуры при двух уроках в неделю (базового компонента) от 40-50% в 5 классе может уменьшаться к 11 классу до 20-25%. В.Н. Кряж считает, что базовый компонент в 10-11 классе может составить не более 10% общего времени занятий на уроках физической культуры.
Прочее о педагогике:
Грамматические умения, навыки и механизмы чтения
Грамматические навыки чтения представляют собой автоматизированные компоненты сложного психолингвистического процесса приема и переработки текста, предъявляемого в графической форме. При обучении чтению на иностранном языке грамматические навыки могут формироваться как интуитивно, так и на основе о ...
Формы совместной деятельности воспитателя с детьми раннего
возраста по развитию речи
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Основной формой педагогического проц ...
Процесс проведения и результаты констатирующего эксперимента
Качество образования является важнейшим направлением в деятельности школы. Оно включает совокупность существенных свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства.Орган ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.