В седьмом классе распределение учебного материала по физической культуре на учебный год имело свои отличительные особенности. В большей мере это относилось к разделу "Волейбол". Наряду с совершенствованием изученных в 6 классе технических приемов, в 7 классе этот раздел включал изучение следующих учебных тем: сочетание различных способов перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу двумя руками, передача мяча сверху двумя руками во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку, передача мяча в прыжке через сетку, отбивание мяча кулаком через сетку, нижняя прямая подача в левую и правую часть площадки, верхняя прямая подача.
Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры строилось в следующей последовательности: подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема; подводящие упражнения, которые служат для овладения техникой приема в целом или его отдельных элементов; упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт; совершенствование технического приема в учебной игре.
Обозначенная последовательность обучения достигалась благодаря продуманному подбору упражнений и системе специальных заданий, которые ставились перед учащимися в игре.
В подготовительной части урока игровой направленности решались задачи кроссовой подготовки, а также формировались легкоатлетические умения и навыки. Например, старт группой, передвижение по твердому и скользкому грунту, преодоление препятствий, на местности наступая, перешагивая, прыжком и т.д. Да и пробегания на каждом уроке до 1000 метров на свежем воздухе само по себе давало большой эмоциональный и оздоровительный заряд.
В начале основной части урока все ученики, без исключения, выполняли упражнения с мячами, овладевая техникой новых элементов игры или закрепляя ранее изученный материал. Примерно 50-60 процентов основной части урока отводилось на закрепление и совершенствование пройденного материала в учебной или двусторонней игре при условии освоения основных технических приемов. Все ученики делились на 4 команды. Две команды играли, а остальные в это время выполняли упражнения, направленные на развитие двигательных качеств и формирование умений и навыков, сдавали контрольные нормативы. Причем, если четверть гимнастическая или легкоатлетическая, то и упражнения на уроке физической культуры в этой четверти подбирались аналогичные, а если игровая, то и средства использовались игровые. Например, пока с двумя командами на волейбольной площадке проводилась учебная или двусторонняя игра, остальные учащиеся прыгали в длину с разбега способом согнув ноги или отрабатывали стартовый разгон.
Во время гимнастической четверти использовались средства гимнастики и акробатики. Например, учащиеся, ожидая своей очереди играть, выполняли кувырки вперед слитно или мост из положения стоя.
Из игровых средств использовались как упражнения с мячом, так и без мяча. Были разработаны учебные нормативы по волейболу (таблица 1), позволявшие учащимся самостоятельно контролировать уровень своей игровой подготовленности.
Получалось, что каждый ученик в основной части урока в течение 10-12 минут занимался не только играми, но и упражнениями из других разделов школьной программы, что способствовало формированию гимнастических и легкоатлетических умений и навыков в пределах требований для школьников 6 и 7 классов. Для более полного освоения различных видов программного материала в неигровых четвертях предусмотрены чисто гимнастические или легкоатлетические уроки.
Таблица 1 Учебные материалы по волейболу для учащихся 6-7 классов (количество раз)
№ п/п |
Нормативы |
Оценка |
6 класс |
7 класс | ||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки | |||
1. |
Передача мяча сверху двумя руками над головой (к-во) |
5 4 3 |
30 20 10 |
20 15 10 |
40 30 20 |
30 20 15 |
2. |
Передача мяча сверху двумя руками в парах |
5 4 3 |
25 15 10 |
20 15 10 |
40 30 20 |
30 20 15 |
3. |
Передача мяча снизу двумя руками перед собой |
5 4 3 |
25 15 10 |
20 15 10 |
40 30 20 |
30 20 15 |
4. |
Подача мяча нижняя или верхняя прямая (6 подач) |
5 4 3 |
3 2 1 |
3 2 1 |
4 3 2 |
3 2 1 |
Прочее о педагогике:
Авторская программа социально-профориентационной работы с детьми-сиротами в
детском учреждении закрытого типа «Моя карьера»
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофичес ...
Методика формирования временных представлений и понятий
Время - происходит от древнерусского "веремя" (вращение) и выражает последовательное существование сменяющих друг друга процессов и явлений. Е.Щербакова изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий, таких как сутки, неделя, год и некоторых свойств времени - одноме ...
Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. Исследуя литературу по организации внеклассной работы разных автор ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.