Также, в ходе исследования были разработаны и проведены занятия на темы «Календарь» и «Календарные праздники». Целью данных занятий являлось уточнение и обобщение представлений детей о временах года, календаре и календарных праздниках. Так как изучению каждой темы отводится определенное количество часов, указанных в программе, было проведено только два занятия по формированию временных представлений.
В качестве наглядного материала использовались календари разных видов (настенный, карманный, перекидной, отрывной), картинки с изображением праздников.
На занятии «Календарь» в качестве дополнительной литературы использовался «Альбом по развитию речи». Данное пособие выдавалось каждому ребенку в виде ксерокопии, в связи с недостаточным количеством экземпляров альбома в учреждении.
Дети показали свои знания, активно включались в работу, что говорит об их заинтересованности в изучении времени. Ребятам понравилось работать с календарем. По их словам, на занятиях, в ходе которых используются не учебники, а другая литература, пособия они запоминают больше информации, она легче усваивается.
Занятие на тему «Календарные праздники» дошкольникам запомнилось тем, что использовалось большое количество стихов, слушая которые необходимо было определить, о каком празднике идет речь. Работа с фишками также была отмечена детьми. По их отзывам, такая работа на занятии необычна и интересна для них, у многих появилось желание найти новые стихи, посвященные праздничным дням.
Таким образом, проведенное исследование показало эффективность использования детской литературы при формировании временных представлений детей дошкольного возраста как на занятиях в дошкольном учреждении, так и в самостоятельной работе дошкольников.
В данной главе мы подробно описали методику формирования представлений о времени у дошкольников, выделив 5 этапов в её изучении. Раскрыли возможность использования детской литературы при формировании временных представлений детей дошкольного возраста, создав таблицу, содержащую подборку литературы, которую можно использовать на занятиях с детьми, с краткой методикой применения данной литературы. Описали результаты проведенного исследования, предоставив варианты опросников воспитателей, родителей и детей дошкольного возраста, а также конспекты проведенных занятий.
В настоящее время растет интерес к изучению вопросов, касающихся дошкольного образования, дошкольной педагогики, методик дошкольного воспитания и развития. Выше нами прописана актуальность выбранной проблемы и описан ряд путей ее решения.
Решением задач мы реализовали поставленную цель, а именно:
1. Анализ различной литературы позволил раскрыть такие понятия, как скалярная величина, время, которые важно знать педагогу при обучении дошкольников. Описание истории развития понятия о времени дало возможность выявить основные характеристики времени, как скалярной величины, которые были в дальнейшем учтены при описании методики формирования временных представлений дошкольников.
2. Раскрыты особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста в соответствии с определенными возрастными рамками.
3. Выделены 5 этапов методики формирования временных представлений дошкольников, а именно: знакомство с названиями частей суток, знакомство с понятиями «сутки», «вчера», «сегодня», «завтра», знакомство с названиями дней недели, знакомство с названиями месяцев и времен года, развитие «чувства времени».
4. Разработаны рекомендации для студентов педагогических колледжей, педагогов групп раннего развития, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей и других заинтересованных лиц по разработке и проведению занятий, направленных на формирование временных представлений дошкольников с использованием разных жанров детской литературы. Данные рекомендации представлены в таблице, содержащую подборку литературы и краткую методику работы для каждого этапа формирования представлений о времени.
Прочее о педагогике:
Воспитание в Древнем Риме
Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер. Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, полити ...
Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой фор ...
Способы оценивания уровня развития собственно силовых способностей у детей
младшего школьного возраста
Для оценки максимальной силы у детей младшего школьного возраста. Легче и проще всего произвести замер максимальной силы у детей данного возраста при помощи различных динамометров. Динамическую силу у детей младшего школьного возраста измерять не рекомендуется, так как чтобы измерить максимальную д ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.