На пятом курсе будущие социальные педагоги пишут дипломную работу, заключающую в себе все полученные знания в стенах университета, опыт, полученный во время практики.
Таким образом, в течение пяти лет студенты ежегодно проявляют свои профессиональные компетентности, овладевают практическими навыками. Содержание практики активно способствует становлению будущих специалистов.
Формирование с первого курса исследовательских умений в процессе практической подготовки обеспечивает готовность студентов на старших курсах осознанно подойти к выбору темы курсовой работы и определению направлений научного поиска. При этом многие из них уже смогут провести и собственное небольшое экспериментально-практическое исследование, поскольку будут обладать необходимыми для этого навыками, самостоятельностью мышления и научных взглядов, как на саму проблему, так и на пути ее решения. Особо следует отметить, что когда студенты выделяют проблему на основе личного опыта, собственной практической деятельности, а также знаний, полученных путем целенаправленного изучения литературы, они более творчески подходят к ее решению.
Важнейшими видами проектировочной деятельности в процессе практики выступают: систематическое (логически выстроенное) исследование, нацеленное на решение проблемы; дискуссионная (коммуникативно-диалоговая) деятельность; моделирование. Наряду с предметно-содержательными ее результатами (предметными знаниями, умениями, конкретными решениями проблем) особым результатом становится рефлексивно осмысляемый опыт поисковой деятельности.
Ключевым в организации практики студентов является вопрос определения ее места и роли в процессе обучения по специальности «социальная педагогика». Согласно государственному образовательному стандарту на практику отводится 20 недель учебного времени — это обязательный минимум практической подготовки, который студент должен пройти в течение пяти лет обучения. Теоретическое же обучение, согласно стандарту должно составлять не менее 156 недель. На практику у нас в стране отводится лишь 10 – 12% общего учебного времени, в то время как в зарубежных странах – от 40 до 60% .
Учитывая практико-ориентированный характер специальности «социальная педагогика», можно с уверенностью сказать, что в России практике уделяется слишком мало времени в учебном процессе. Средством обучения гуманитарному моделированию для будущих социальных педагогов является чтение и изучение текстов художественной литературы (повести братьев Стругацких, Р. Баха, Д. Сэлинджера, А. Экзюпери). Студенты обязательно читают и обсуждают эти произведения, пишут по ним эссе, выстраивают понимание сути социально-педагогических проблем, личности и позиции социального педагога при их решении. Главной задачей формирования сознания на этом этапе является способность видеть социально-педагогическую задачу, факторы и условия ее решения.
Кроме того, студенты в обязательном порядке изучают работы отечественных ученых-педагогов, стоящих у истоков социально-педагогической мысли: К.Д.Ушинского, С.И.Гессена, С.Т.Шацкого и других. И на протяжении всего обучения на первом курсе проводится непрерывная рефлексия приобретаемого опыта, обсуждение художественных и научных текстов, анализ реализации индивидуальных образовательных программ.
Прочее о педагогике:
История развития понятия о времени и его свойствах
В связи с вышеобозначенной темой возникает необходимость описания истории возникновения времени, его основных характеристик и свойств, как скалярной величины. В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и осваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд основных понятий, на к ...
Особенности развития личности в подростковом возрасте
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от д ...
Лексические умения, навыки и механизмы чтения
Под лексическими механизмами чтения понимается система действий и операций, обеспечивающая прием и переработку лексической информации текста. Первичным лексическим механизмом является механизм узнавания слов и морфем, который актуализуется на основе сличения эталонных графикозвукомоторных образов с ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.