Образование сегодня » Мониторинг качества обучения письменной речи

Мониторинг качества обучения письменной речи

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что роль письменной коммуникации в современном мире чрезвычайно велика. Письмо служит нам незаметно, но верно. Как и говорение, письмо является продуктивным видом деятельности, но еще более осложненным целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения.

Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения. Контроль все еще не стал "могучим рычагом" повышения успеваемости и источником, помогающим установить истинное состояние знаний и навыков по данному предмету.

Важным отношением последнего времени в областях обучения иностранным языкам стало появление проекта временного государственного образовательного стандарта по иностранному языку, разработанного под руководством члена корреспондента РАО М.А. Бим и академика РАО А.А. Миролюбова. Временный государственный стандарт определяет базовый, минимально достаточный уровень обученности, а также цели и задачи обучения иностранным языкам. Только соотнесенный с ними осмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижению этих целей и задач.

До недавнего времени в обучении школьников иностранным языкам письму как виду речевой деятельности уделялось мало внимания. Основной целью было овладение техникой письма на раннем этапе обучения и орфографией на более продвинутом этапе. Письменные по форме задания носили репродуктивный характер (спиши, вставляя пропущенные буквы; перепиши текст от 1-го лица; выпиши слова / предложения и т.п.) и не были направлены на формирование умений письма как вида речевой коммуникации. Продуктивный по своей природе вид речевой деятельности превращался, таким образом, в средство обучения другим видам речевой деятельности и развития языковых (лексических, грамматических) навыков.

Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь — способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Продуктивной стороне письма пока еще мало обучают на уроках иностранного языка. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Обучение письменной речи связано с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.

Мониторинг качества образования – это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном (включая школы) уровнях. Формы традиционного мониторинга недостаточно эффективны, поэтому необходимо совершенствовать мониторинг качества обучения посредством развития системы тестирования.

Развитие системы тестирования – неотъемлемая часть совершенствования мониторинга качества образования. Однако чрезмерное увлечение тестированием без должного критического осмысления различных его аспектов может привести к недостаточно объективной оценке его учебной ценности и тем самым вместо пользы принести вред делу практического преподавания иностранного языка.

На современном этапе обучения ИЯ немало зарубежных и отечественных исследователей (В.С. Аванесов, А.Н. Майоров, М.М. Ерецкий, И.А. Раппопорт, И. Соттер, Р. Сельг) подчеркивают необходимость использования в учебном процессе тестовой формы контроля в качестве наиболее объективной и экономичной в дополнении, а иногда и в противовес, таким традиционным формам контроля как устный опрос и письменная работа.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью обеспечения эффективной системы управления учебным процессом, а также недостаточной разработанностью тестового контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе.

Цель работы – разработка мониторинга качества обучения письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе.

Объект работы – процесс итогового тестового контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе.

Предмет работы – разработка банка нестандартизированных критериально-ориентированных тестов для контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы тестирования письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе;

2)разработать банк тестов нестандартизированных критериально-ориентированных тестов для контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе.

В ходе работы используются следующие методы исследования:

1. критический анализ научной и методической литературы по проблеме тестового контроля

2. хронометрирование

3. экспериментальная проверка составленных тестовых заданий

4. инструментальный анализ результатов тестирования

Используются так же следующие общенаучные методы: обобщающий (описание, синтез), интерпретация (объяснение, сравнение).

Теоретическая новизна настоящей работы – научное обоснование разработанного банка нестандартизированных критериально-ориентированных тестов для контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе с ориентиром на материал УМК «Rencontres» для 10-11 классов школ с изучением французского языка как второго иностранного языка авторов Н. А. Селивановой, А. Ю. Шашуриной.

Практическая значимость – создание банка нестандартизированных критериально-ориентированных тестов для контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе (разработка разнообразных форм и видов тестовых заданий, направленных на контроль письменной речи), а так же приведение рекомендаций по применению данного банка тестов.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.

Во введении дается обоснование актуальности работы, её теоретической новизны и практическая значимость, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы мониторинга качества обучения на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному в средней (полной) общеобразовательной школе, контроль как компонент учебно-воспитательного процесса на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе, также определяются объекты контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе, раскрываются теоретические основы тестирования как объективной формы контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе, анализируется технология разработки нестандартизированного критериально-ориентированного теста для контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе.

Во второй главе особое внимание уделяется методическому эксперименту, направленному на контроль письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе, приводится интерпретация результатов нестандартизированного критериально-ориентированного теста для контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе и представлен ряд рекомендаций по применению нестандартизированного критериально-ориентированного теста для контроля письменной речи базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе.

Заключение обобщает всю работу, содержит выводы о степени достижения поставленной цели, способах её достижения.

Библиографический список включает научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

В приложении приводится банк нестандартизированных критериально-ориентированных тестов для контроля письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе. Тесты составлены с опорой на речевой материал УМК «Rencontres» для 10-11 классов школ с изучением французского языка как второго иностранного языка авторов Н. А. Селивановой, А. Ю. Шашуриной.

Прочее о педагогике:

Использование различных путей дифференциации в преподавании математики
В связи с необходимостью учета индивидуальных особенностей учащихся поиск возможностей практической реализации дифференциации в школе является важной задачей для педагогов. Разработка путей использования дифференциации на разных этапах обучения математике ведется многими учителями-математиками. С р ...

Основные системы и формы организационного оформления педагогического процесса
Форлш обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование ...

Сущность воспитания и его виды
Понятие воспитание — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смы ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru