В настоящем пункте перечислим понятия теории приближенных вычислений, с которыми знакомятся школьники с 1 по 11 класс.
Приближение. В справочной литературе можно встретить несколько формулировок.
Так, в энциклопедиях и рассматривается более широкое понятие – апроксимация – замена одних математических объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным. Апроксимация позволяет исследовать числовые характеристики и качественные свойства объекта, сводя задачу к изучению более простых или более удобных объектов (таких, характеристики которых легко вычисляются или свойства которых уже известны).
В энциклопедии также рассматривается приближение с недостатком и с избытком.
В энциклопедии приближение рассматривается как замена числа, а мало отличающимся от него числом а* - его приближением.
Обобщив имеющиеся формулировки, будем понимать приближение как замену одних математических объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным.
Если приближенное значение меньше точного, то это приближенное значение по недостатку, если больше – то по избытку. Термин “приближение” будем использовать в смысле приближенного значения величины.
Округление. Округление числа будем понимать как приближенное представление числа в десятичной (или иной, например двоичной) системе счисления с помощью конечного числа разрядов. Такое определение представлено в энциклопедии. Здесь же сказано о приближении с округлением, но четкой формулировки нет. В методической литературе определение термина “округления” не предлагается, этот термин объясняется через правила округления. В литературе встречаются три вида правил:
формальный алгоритм округления;
правила округления целых чисел и десятичных дробей;
правило четной цифры.
В приложении 2 к данной работе приведены формулировки правил.
Разные формулировки правил означают одно и то же. В учебниках используется, главным образом, формальный алгоритм округления.
Погрешность. В справочной литературе рассматриваются разные погрешности. Для определения погрешности важно знать об источниках ее возникновения. В источнике выделены следующие причины возникновения погрешностей при решении задач:
математическое описание задачи является неточным, в частности неточно заданы исходные данные описания;
применяемый для решения метод часто не является точным: получение точного решения возникающей математической задачи требует неограниченного или неприемлемо большого числа арифметических операций; поэтому вместо точного решения задачи приходится прибегать к приближенному;
при выполнении арифметических операций производятся округления.
Разработана типология погрешностей в соответствии с причинами, т. е. выделяют три типа погрешности.
Типы погрешности, соответствующие этим причинам:
неустранимая погрешность - это погрешность, являющаяся следствием неточности задания числовых данных, входящих в математическое описание задачи;
погрешность математической модели - это погрешность, являющаяся следствием несоответствия математического описания задачи реальности;
погрешность метода;
вычислительная погрешность.
Введем формальные определения.
Пусть
I – точное значение отыскиваемого параметра,
I* - значение этого параметра, соответствующее принятому математическому описанию,
I*h – решение задачи, получаемое при реализации численного метода в предположении отсутствия округлений,
I*h* - приближение к решению задачи, получаемое при реальных вычислениях.
Тогда
r1=I* - I неустранимая погрешность,
r2=I*h – I* погрешность метода,
r3=I*h* - I*h вычислительная погрешность,
r0=I*h* - I полная погрешность.
Полная погрешность удовлетворяет равенству r0 = r1 + r2 + r3.
Во многих случаях под термином погрешность того или иного вида понимают не рассмотренные выше разности между приближениями, а некоторые меры близости между ними. Например:
r0=|I*h* - I|
r1=|I* - I|
r2=|I*h – I*|
r3=|I*h* - I*h|
При таких обозначениях получаем r0 £ r1 + r2 + r3.
Выделим следующие группы погрешностей:
1) Погрешность измерения и погрешность приближения.
В некоторых источниках под погрешностью измерения понимают разность х – а, где х – истинное значение измеряемой величины, а – результат измерения. Под погрешностью приближения понимают разность между числом х и его приближенными значениями. Например, приближенные значения числа P.
Прочее о педагогике:
Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, проблемы на
современном этапе
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния ...
Расписание начальной школы в Испании
Расписание "примарии" отличается от старших классов. Ученики начальной школы приходят на уроки немного позднее – около 9 и занимаются до часу, дальше – перерыв на обед и отдых, а в три часа дети снова возвращаются в школу и находятся там до пяти. Такое расписание создает довольно много не ...
Характеристика процесса самовоспитания: его сущность, содержание и формы
Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества. При этом очень важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, своих взглядов, поступков. Педагогическое стимулирование самово ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.