Образование сегодня » Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема » Организация и проведение учебных занятий в дошкольных учреждениях

Организация и проведение учебных занятий в дошкольных учреждениях

Страница 7

Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, нервов, сосудов, гипертонией и так далее. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах – болезнь, и дали ей название алекситимия ("а" – отрицание, "тимос" – настроение, "лексис" – лексика, словарь). Слово это было известно еще древним грекам.

Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, то есть выплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. Эмоция требует "переработки", один из механизмов такой переработки – словесное оформление, то есть анализ эмоций с помощью слов, понятий.

А вот слов этих у дошкольников нет. поэтому одной из задач наших занятий было, научить сначала всматриваться, вслушиваться, учить быть внимательными к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие, естественно обращается и на окружающих. Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным, то есть "оречевленным". А затем с помощью речи, то есть "языка чувств", происходит осознание малышом своих чувств и эмоций, управление ими. Да и само развитие эмоция связано в с речью.

Для овладения "языком чувств" нами в занятия включается следующее:

- овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность "прояснить", определить желания, цели, ощущения и самоощущения;

- овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты;

- освоение большого пласта "волшебных слов", то есть слов вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность;

- умение делать комплименты, то есть составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных слов. Не лицемерить, а искренне заметить достойное похвалы;

- умение слушать, слышать и понимать, что стоит за словами.

Как отмечают современные психологи, основы овладения эмоциональным словарем закладываются в дошкольном возрасте. В связи с этим формирование "языка чувств" может начаться только тогда, когда будет реализовано право ребенка на то, чтобы его выслушали. Каждый имеет право быть выслушанным – это и стало законом наших занятий. Ребенок прекрасно понимает, "считывает" с лица, позы, жестов и наши настроения, и состояния, и отношение к нему. Поэтому мы проявили активное внимание: притрагивались к его рукам, выбирали позу, наши глаза были на уровне детских глаз, мы пытались "настроится на их волну". Параллельно проводилась работа с родителями, это: индивидуальные и групповые консультации, беседы. Где мы просили родителей беседовать с детьми дома не только о том, что было в детском саду, что ел и как спал, во что играл, но и о том, что ребенка радовало, что удивляло, огорчало, что рассмешило, что испугало, то есть чем жила его Душа.

Кроме того нами практиковались и такие формы работы, как "личные беседы", общие разговоры на всевозможные темы, где ребенок имел возможность выговориться и услышать мнение о себе других детей, что помогло расширить словарь "языка чувств". С этой целью мы также использовали те стихотворные строчки, где характеризуется какой-либо персонаж, его настроение, внутреннее состояние. Детская поэзия полна лукавства, юмора и озорства, она не поучает назидательно, а внушает радостно, это воспитание с любовью и любовью.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

А.С. Макаренко. Воспитание в коллективе и в труде
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике ...

Социальное развитие подростка, формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола
Для гармоничного развития личности важно и социальное развитие человека. Обратимся к работе В.В. Белова «Подросток – сверстник», в центре внимания которой находится проблемы социального развития молодёжи. Большинство молодых людей вступают в социальные отношения со сверстниками противоположного пол ...

Самоуправление педагогического и ученического коллектива; участие родителей в школьном самоуправлении
Самоуправление педагогического коллектива: Говоря о базовой модели необходимо рассмотреть теоретическую концепцию школьного самоуправления. Современная средняя общеобразовательная школа – сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, – разли ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru