Образование сегодня » Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся » Телекоммуникационные учебные проекты

Телекоммуникационные учебные проекты

Страница 6

Высшие точки положительного отношения к информатике в исследуемых группах соответствуют таким факторам, как научное содержание предмета и уровень его преподавания, т.е. основные стимулы формирования познавательного интереса, решение познавательных задач, не расцениваются учащимися в качестве важного фактора развития интереса к предмету. Фактор «Легко учиться» признается пятью учащимися экспериментальной группы (37,5%) и в меньшей мере (4) участниками контрольной группы (36,3%).

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Почему нравится информатика?»

Факторы, характеризующие отрицательное отношение к учебному предмету, в обеих группах почти совпадают. Основные ответы: 1 – «Неинтересное преподавание»; 2 – «Не вижу необходимости в изучении предмета»; 3 – «Трудно дается»; 4 – «Не нравиться выполнять задания по этим предметам».

Рис. 4. Ответы на вопрос: «Почему не нравится информатика?»

Самым значительным для них является вполне коррелирующий в обеих группах фактор неинтересного преподавания и неясности понимания нужности предмета, неудовлетворенность процессом выполнения заданий по предмету. Около 2/3 учащихся объясняют свое негативное отношение трудностями овладения предметом и непониманием содержания учебного материала. Меньшая часть обоснований своего отношения к учебному предмету касается его содержания, несовершенства учебников и отношения к выполнению заданий. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что при традиционных формах и методах обучения познавательный интерес развивается не всегда.

Сила влияния познавательного интереса на развитие личности подростка в значительной мере определяется устойчивостью интереса, имеющего возможность углубляться в течение длительного времени. Сопоставление результатов изучения интересов учащихся разных классов, позволяет, с одной стороны видеть общие условия, определяющие появление и развитие познавательных интересов, а с другой вскрыть те конкретные влияния, которые способствуют их формированию. Поэтому для нас представляла интерес та часть опроса, которая касалась отношения учащихся к учению.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета мы выделили 3 уровня развития познавательного интереса. 1 – низкий уровень, 2 – средний и 3 – высокий уровень. Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

Нашей задачей является формирование познавательного интереса, вывод учащихся с низким уровнем на средний и, далее, высокий уровень развития познавательного интереса.

На втором этапе экспериментального исследования (формирующем) осуществлялся выбор методов, разрабатывались новые модели занятий в телекоммуникационной образовательной среде.

Обучающий эксперимент основывался на учете ряда разработанных психолого-педагогических условий: введение в учебный процесс комплекса вопросов, проблемных задач, творческих заданий и ситуаций в рамках предметных телевикторин, деловых компьютерных игр, компьютерного тестирования. Разработанная телекоммуникационная система сопровождения образования направлена на достижение информационного оптимума, развивающего познавательный интерес обучаемых. Основной эксперимент был спланирован как диагностирующий. Достижение целей в нем фиксировалось через сравнительный анализ уровней знаний и умений одних и тех же испытуемых в начале и в конце эксперимента. На этом этапе определялись исходный уровень и показатели сформированности познавательного интереса учащихся, отражающие динамику развития. В процессе исследования были определены основные условия и средства, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся, теоретически обоснован и комплекс программных продуктов для проведения экспериментальной работы – телекоммуникационные викторины, компьютерное тестирование по информатике, метод проектов, деловые имитационные компьютерные игры, телеконференции, дистанционное обучение. В системе образования телекоммуникации применяются в 4 основных формах: оперативная связь, переписка; учебные и творческие проекты; конференции; дистанционное обучение, консультации. Из перечисленных выше форм для нас являлись первые две: переписка и творческие проекты. Он включал персональный обмен сообщениями; свободная переписка; глобальный класс; информационный обмен; участие в телекоммуникационной олимпиаде; участие в телекоммуникационной викторине. На основе анализа эксперимента была разработана структура телекоммуникационных средств и методических приемов, влияющих на развитие познавательного интереса и творческого потенциала учащихся в телекоммуникационной образовательной среде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Прочее о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. С развитием логопедичес ...

Экологическое воспитание школьников
Воспитание ответственности за состояние окружающей природной среды. Ответственность - это категория этики и права. Она отражает социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и природе и проявляется в выполнении своего долга и правовых норм. Ответственность характеризует способность и ...

Гуманизация и гуманитаризация в сфере образования
Философы называют современный период общечеловеческого развития прогрессивизмом. Этот термин проник и в сферу образования, где он оттеняет термины «гуманизация» и «гуманитаризация», подчеркивая прогрессивность и перспективность названных процессов в данной сфере. Существует наука о воспитании - пед ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru