Анализ педагогического опыта использования телекоммуникационных проектов в образовании показал, что повышение качества обучения информатике в общеобразовательной школе можно достичь, если:
– в методику обучения информатике включить специально спроектированные учебные телекоммуникационные проекты;
– создать в каждой конкретной школе необходимые условия для формирования открытого курса информатики, интеграции учебной и внеучебной деятельности по информатике и информационным технологиям;
– управлять образовательной телекоммуникационной деятельностью посредством создания региональной структуры школьного дистанционного обучения, включающей школьные проектные центры, подразделения дистанционного обучения вузов и академических институтов.
Проведение экспериментального исследования было направлено на теоретическое обоснование и внедрение педагогической системы развития познавательного интереса на основе использования телекоммуникаций, а также проверку ее эффективности. В процессе опытно-экспериментальной работы были выявлены дидактические условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса учащихся в телекоммуникационной образовательной среде.
В качестве рабочей гипотезы нами были выдвинуты следующие предположения:
– телекоммуникационная образовательная среда, как составляющая учебного процесса, может являться эффективным средством формирования и развития познавательного интереса учащихся, при этом основным сти-
мулом является новизна содержания и форм;
– эффективность применения средств телекоммуникаций в учебном процессе зависит от уровня технической и методической готовности учителя, профессионального становления педагога;
– применение новых информационных технологий в учебном процессе обеспечивает процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 46 человек, из них 24 отнесены к экспериментальной группе, а 22 – к контрольной группе. Обучение в экспериментальной группе осуществлялось в телекоммуникационной образовательной среде; были определены психолого-педагогические условия проведения эксперимента: постоянная система педагогического воздействия со стороны педагога, совпадение в экспериментальной и контрольной группах содержания изучаемого материала.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
– констатирующий, включающий наблюдение, анкетирование;
– формирующий, с использованием комплекса методов и приемов по формированию познавательного интереса к изучению информатики;
– контрольный, предполагающий статистическую обработку результатов.
На первом этапе экспериментального исследования (констатирующем) проводился анализ литературы по теме исследования и нормативных документов; определялась психолого-педагогическая сущность познавательного интереса в телекоммуникационной образовательной среде. На этом этапе исследования выявлялось отношение интервьюируемых к учебному заведению, к информатике как учебному предмету, к урокам, к домашним заданиям, что дало возможность составить четкую картину, отражающую отношение учащегося к учению в целом. Вопросы анкеты приведены в приложении C. Причины положительного, а также отрицательного отношения учащихся к информатике в известной мере объяснены в их ответах. Сводная таблица ответов представлена в приложении D. Графические результаты констатирующего эксперимента приведены на рисунках 1, 2, 3, 4.
Рис. 1. Ответы на вопрос: «Устраивает ли Вас организация учебного процесса в школе?»
Основным вопросом, определяющим отношение к обучению, являлся вопрос об отношении респондентов к информатике как учебному предмету.
Рис. 2. Ответы на вопрос: «Устраивает ли технология проведения уроков информатики?»
Основными причинами предпочтительного отношения к указанной дисциплине, согласно таблице 3, являются: преподавание и легкость освоения предмета.
Таблица 3. Предпочтительные причины положительного отношения к учению
Варианты ответов |
Эксперимент. группа |
Контрольная группа |
Нравится, как преподают |
9 человек |
8 человек |
Нравится учитель |
3 человека |
4 человека |
Легко выполнять задания |
5 человек |
4 человека |
Легко понять |
7 человек |
6 человек |
Прочее о педагогике:
Познавательные задачи, способствующие развитию
творческого мышления на уроках окружающего мира
Школьная реформа со всей остротой поставила перед школой задачу о необходимости развития индивидуальных способностей учащихся, создание благоприятных условий для формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, уметь пользоваться на п ...
Понятие и содержание математических представлений у дошкольников
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций: сравнение, обобщение, классификация. Формирование элементарных математических п ...
Из истории педагогики
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащ ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.