На занятиях использовались психофизические упражнения и игры, способствующие снятию эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности; подвижные игры, игры-драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений. Снять агрессию помогают стихи и рукопожатия. Учитель вместе с ребенком читает по утрам стихотворение:
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем.
С добрым утром! С ясным днем!
Вот как дружно мы живем!
При работе с данными детьми следует учитывать, что дети не совсем здоровые, что им нужны упражнения, улучшающие самочувствие и не усугубляющие дефектов в их здоровье. Потребность первоклассников в игре и двигательной активности естественна и гармонична. Систематическое применение двигательных игр-разминок позволило ослабить эмоциональное и физическое напряжение детей в период адаптации к новым условиям и требованиям.
Предложенные ниже игры и упражнения можно использовать на уроках, на переменах и на прогулках, на специально организованных занятиях.
В начале разминки рекомендуем уделять внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела, что способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков легких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания.
Дышать следует в медленном ритме, дыхание должно содержать четыре равные по времени фазы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Вначале каждая из них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до семи секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержек дыхания – паузы.
Цели социально-педагогической работы на данном этапе:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.
2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогам.
3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и снижения уровня школьной тревожности.
К проблеме развивающей работы относится и вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Считаю, в данной работе нужно использовать сложные, многофункциональные упражнения. Упражнения на развитие внимания может одновременно способствовать выработке сосредоточения, усидчивости, развитию памяти и навыков общения с учителем и каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к ребенку. Как показала практика, для ребенка, находящегося в процессе адаптации, каждый новый вид активности, тип решаемой задачи составляет определенную проблему и перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугублять трудности периода, что резко снизит эффективность и значимость проводимой работы. Думается, что в период адаптации должна действовать единая универсальная структура занятий с ребенком, включающая в себя:
Прочее о педагогике:
Опыт работы по решению задач экологического образования в курсе Глобальной
географии
Многие связывают глобализацию с исключительно послевоенным временем. Действительно, за последние десятилетия и годы по сравнению с прошлым темпы «распространения общего» многократно умножились и продолжают ускоряться. Поэтому на фоне других дисциплин глобальная география является относительно молод ...
Ислам
Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти ...
Анализ результатов коррекционной работы
С целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное исследование. Поскольку основная задача коррекционного обучения состояла в формировании лексико-грамматического строя речи (импрессивной и экспрессивной) на контрольном этапе нами исследовались методики исс ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.