На занятиях использовались психофизические упражнения и игры, способствующие снятию эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности; подвижные игры, игры-драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений. Снять агрессию помогают стихи и рукопожатия. Учитель вместе с ребенком читает по утрам стихотворение:
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем.
С добрым утром! С ясным днем!
Вот как дружно мы живем!
При работе с данными детьми следует учитывать, что дети не совсем здоровые, что им нужны упражнения, улучшающие самочувствие и не усугубляющие дефектов в их здоровье. Потребность первоклассников в игре и двигательной активности естественна и гармонична. Систематическое применение двигательных игр-разминок позволило ослабить эмоциональное и физическое напряжение детей в период адаптации к новым условиям и требованиям.
Предложенные ниже игры и упражнения можно использовать на уроках, на переменах и на прогулках, на специально организованных занятиях.
В начале разминки рекомендуем уделять внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела, что способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков легких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания.
Дышать следует в медленном ритме, дыхание должно содержать четыре равные по времени фазы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Вначале каждая из них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до семи секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержек дыхания – паузы.
Цели социально-педагогической работы на данном этапе:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.
2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогам.
3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и снижения уровня школьной тревожности.
К проблеме развивающей работы относится и вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Считаю, в данной работе нужно использовать сложные, многофункциональные упражнения. Упражнения на развитие внимания может одновременно способствовать выработке сосредоточения, усидчивости, развитию памяти и навыков общения с учителем и каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к ребенку. Как показала практика, для ребенка, находящегося в процессе адаптации, каждый новый вид активности, тип решаемой задачи составляет определенную проблему и перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугублять трудности периода, что резко снизит эффективность и значимость проводимой работы. Думается, что в период адаптации должна действовать единая универсальная структура занятий с ребенком, включающая в себя:
Прочее о педагогике:
Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащихся 1 класса
После проведения серии коррекционно - развивающих занятий, был сделан второй контрольный срез, с целью выявления динамики развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР, который по своей структуре был аналогичен первому контрольному срезу. После чего был проведен сравнительно ...
Урок как основная форма обучения учащихся. Требования к уроку
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской шко ...
Описание методики обследования мышления детей
Изучив теоретические вопросы по проблеме развития мышления у старших дошкольников, мы приступили к исследовательской работе. Исходя из того, что наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и логико – математическое мышление являются ступенями интеллектуального развития, мы решили и ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.